В условиях карантина/ самоизоляции, все члены семьи оказываются запертыми друг с другом на несколько недель – напряженность между родственниками нарастает. Дети более восприимчивы к любым изменениям и напряжению в семье, поэтому родители не должны удивляться, что уровень активности и агрессии у детей превышает обычную норму.
В связи с этим ведущие западные эксперты по детскому развитию дают рекомендации, как организовать родительство в ситуации, когда необходимо работать из дома и балансировать между занятиями с детьми, готовкой и отношениями в семье.
В первую очередь эксперты советуют измерять «собственную эмоциональную температуру» — важно проверять и свое эмоциональное состояние и убеждаться, что вы справляетесь с ними в здоровом ключе и это станет первым шагом в предотвращении трудного поведения детей. Многие детские психологи отмечают, что агрессия и тревога в детском поведении является прямым следствием стресса, тревоги и агрессии взрослого. Если родитель начнет паниковать, то и ребенок тоже. Поэтом родителям следует следить за своим поведением дома и прислушиваться к телесным ощущениям. Более частые головные боли, проблемы с пищеварием и др. могут возникать из-за постоянного состояния сверхнастороженности.
Во вторую очередь следует измерять «эмоциональную температуру ребенка» — насколько поведение ребенка будет отличаться от его обычного поведения при стрессе. Психологи отмечают, что у детей стресс проявляется именно таким образом – в ссорах, поскольку дети не знают, как иначе они могут выразить свои эмоции. Многие дети рассматривают эту ситуацию как шанс «самоустранится» и целый день играть в компьютерные игры, однако родители должны находить время для обсуждения ситуации. Детям важно видеть, как на ситуацию реагируют родители.
Детям по-прежнему нужен режим и им нужны как активные занятия, так и спокойное время. Поэтому создать и придерживаться расписания — прекрасный способ предотвратить некоторые ссоры.
Необходимо найти выброс лишней энергии: можно продумать подвижные игры и контролируемые бои в игровой форме, например побить палкой диван или подушку. Кроме того, можно привести простые рекомендации, которые помогут Вам в общении с детьми в условиях карантина:
Постарайтесь придерживаться режима.
Вместо того, чтобы рассматривать данную ситуацию как возможность для отдыха, необходимо придерживаться обычных режимных моментов: вставать в привычное время, выполнять гигиенические процедуры, переодеться (не ходить в пижаме) и следовать расписанию обычного дня на столько, на сколько это возможно, включая приемы пищи в привычное время.
Уделите время обстановке дома.
Помогите детям найти позитивные способы выражения своих чувств, таких как страх и грусть. У каждого ребенка есть способ выражения эмоций. Иногда участвуя в творческой деятельности, такой как игра или совместное рисование, ребенок может по-новому раскрыться и выразить свои эмоции в социально приемлемом русле. Дети чувствуют себя комфортнее и спокойнее, если они могут общаться и безбоязненно выражать свои переживания в безопасной и благоприятной среде.
Будьте ненавязчивы, спокойны и терпеливый.
Сохраняйте позицию взрослого, общаясь с ребенком, даже если Вы понимаете, что Ваши мнения расходятся, это не повод эмоционально надавить на него или сорваться из-за того, что Вы не можете найти себе «место» и сложно переживаете отсутствие привычных социальных контактов и культурно-массовых и общественных развлечений.
Трансформируйте привычное игровое взаимодействие.
Обычные дела можно сделать интересной игрой, если перенести в необычные условия. Например, завтрак устроить не за столом, а на полу в комнате, назвав это «пикником». И фантазировать на тему, где вы сейчас и что вокруг вас. А в обед, например, «пойти в кафе» — пусть дети нарисуют меню и кто-то сыграет роль повара. Детей можно привлекать к уборке, к лепке пельменей, к пересаживанию цветов, к рисованию, если это делать «по-французски», начиная своим примером и легко, непринужденно, окрашивая обычную пересадку цветов, красивой и доброй личной историей из жизни во время деятельности.
Контролируйте поступающую информацию.
Контролируйте объем и качество поступающей к вам информации, переизбыток информации способствует эскалации тревоги и ухудшению общего состояния. Не читайте пересылку сообщений из мессенджеров, с комментариями жителей из других стран, не пересылайте это членам семьи. «Ребенок видит, насколько этим обеспокоены взрослые: об этом говорят дома, по телевизору. Часть детей тревожного склада может чрезмерно близко воспринять происходящее, и целесообразно ограничить поток информации. Объяснение понятным для ребенка языком, без придания чрезмерно негативной окраски, а также четкие инструкции и контроль их выполнения — все это облегчит понимание и придаст спокойствие и ребенку, и родителю».
Поддерживайте умственную и физическую активность.
Старайтесь вовлечь детей в решение задач соответственно их возрасту. Не забывайте про физическую активность детей, которая являйся очень важной для ребенка. Необходимо соблюдать «чувство меры» в физических играх дома. Старайтесь придумать соревнования (кто больше присядет, сделает отжиманий), в которых ребенок бы чувствовал себя победителем.
Избегайте принятия суровых воспитательных мер — воздержитесь от наказаний и штрафов, если это возможно. Хвалите вашего ребенка, и мотивируйте его через похвалу делать желаемое.
Договоритесь об определённых часах, в течение которых, каждый член семьи занят своим делом.
Важно показать ребенку наличие личного пространства, собственных целей на ряду с коллективными. Взрослым важно определить место, куда можно уединяться, и тем самым, предотвратить или уменьшить возникновение конфликтов.
Прививайте ребенку гигиену использования цифровых устройств.
Ограничьте «время экрана» для телевизора, мобильного телефона или компьютера, сделайте это вместе с ребенком.
Помните, что самое ценное время проведенное с гаджетом – это время, проведенное вместе со взрослым. Именно так ребенок может получить доступ к сложным культурным контекстам, получить ответы на возникающие вопросы, опыт совместного эмоционального переживания.
Цифровое устройство выходит на первый план в организации проектной деятельности ребенка дома. Даже с помощью телефона ребенок может научиться получать ответы на интересующие его вопросы, становится экспертом в той или иной области, привлекая к получению информацию друзей и знакомых в дистанционном режиме. Исследовательская деятельность способствует развитию ребенка и поддерживает гармоничные отношения между ребенком и взрослым.
Примите во внимание, то что может ваш ребенок больше, чем обычно, нуждается в вашем внимании, уделите ему время. Именно сейчас ему необходимо чувство безопасности и защищенности.
Старайтесь кардинально не менять своё обычное поведение — нагружать детей дополнительными занятиями, если раньше их количество было ограничено. Постарайтесь рассмотреть варианты для уединения как родителей, так и взрослых («уголок уединения»).
Почему дети ведут себя агрессивно?
Дети более восприимчивы к любым изменениям и напряжению в семье, поэтому родители не должны удивляться, что уровень активности и агрессии у детей превышает обычную норму. Если в поведении родителей проявляется стресс, тревога и агрессия это же будет проявляться и в детском поведении. В большинстве случаев беспорядок дома является результатом родительского поведения.
Один из лучших способов снять стресс – поиграть вместе с ребенком. Учите детей взаимодействовать в команде: Например играйте в игры (настольные, карточные и т.п.): команда детей против команды родителей. Детям это понравится и они начнут кооперироваться вместо драк. Не пытайтесь дома воспроизвести школу в полном объеме. Места для школы и работы должны быть отдельно. Оградите ребенка от избыточных новостей, которые могут вызывать тревогу и как следствие – агрессивное поведение.
Источник информации https://tvtambov.ru/news.