Утбала / Utpala - анонс пьесы о Петре Первом
Балакаев Цецен Алексеевич
«УТБАЛА» / «UTPALA»
Мистическая драма с превращениями в трёх действиях
Автор: Цецен Балакаев
3 действия по 8 картин
Персонажей: 14 чел, из них – главных 4 (2 муж, 2 жен); второстепенных 7 (5 муж, 2 жен); эпизодических 3 (1 муж, 2 жен.)
Пьеса посвящена 350-летию Петра Великого и 300-летию Персидского похода, во время которого Пётр встретился с калмыцким ханом Аюкой (в 1722 году). В пьесе воссоздаются характеры современников и соратников Петра Первого: императрицы Екатерины, астраханского губернатора Артемия Волынского, калмыцкого хана Аюки, его жены Дармабалы и старшего сына Чакдоржаба, а также поэта Василия Тредиаковского, основателя русской словесности.
Сюжет пьесы составлен из смешения реальных исторических событий с мистическими легендами калмыков, единственных представителей буддизма в Европе. Согласно их верованиям, существует 21 тара, особых просветлённых существ. Одна из них, Белая Тара – главная героиня пьесы. Эта небесная дева, вечно 16-летнее полубожество, под именем Утбала, «цветок лотоса», живёт среди калмыков и является хранительницей калмыцкого ханства. Пока она с калмыками, ханство будет несокрушимым, а народ благоденствовать. Таре присуще лишь одно чувство – сострадание. Если она полюбит человека, то лишится божественной сути и превратится в смертную, а калмыки потеряют защитницу.
Вторая героиня и антагонистка Утбалы – 16-летняя княжна Елена, наследница старинного боярского рода. Она влюблена в молодого князя Владимира, только что зачисленного в Преображенский полк и за молодостью лет не успевшего принять участие в Северной войне. Но объявлен Персидский поход, и Владимир горит желанием совершить ратные подвиги и просить руки Елены. В сопровождении казака Ивана он отправляется в Астрахань, но не достигает цели пути – внезапно налетают черкесы, Владимира ранят, а Ивана уводят в полон.
Раненого находит Утбала. Она влюбляется в молодого красивого оруса и хочет, чтобы он вечно был подле неё. Старший ханский сын Чакдар не доволен, ведь считает себя самым достойным быть спутником полубожества. Утбала пророчит Чакдару – коль он будет с нею, то лишится права на ханский трон, но Чакдар готов отдать и ханство, и своих жён. Чтобы решить спор, Утбала превращает Владимира в ханского воина по имени Эрдни-батыр, в «драгоценного». Самый бесстрашный из них будет с нею.
Пётр с Екатериной плывут на золотом струге в Астрахань, по пути празднуя окончание Северной войны и 50-летие Петра. Одновременно он готовит силы для Персидского похода. Деятельное участие в подготовке похода принимает молодой астраханский губернатор Волынский, один из «птенцов гнезда Петрова». В степном урочище под Саратовым Пётр встречается с калмыцким ханом Аюкой. Пётр просит большое конское войско, но хан убеждает его, что пяти тысяч калмык в горах будет достаточно. Калмыки немедленно выступают, чтобы встретиться с русскими у горного местечка Эндери. Оно считается проклятым, поскольку русские трижды терпели там поражение, а калмыки потеряли своего легендарного вождя Хо-Орлюка, приведшего их на берега Волги. Потому Эрдни-батыр в сопровождении слуги Утбалы отправляется в горы, чтобы расчистить засады.
Пётр прибывает в Астрахань и деятельно готовится к походу, а также обустраивает город, чтобы превратить в центр восточной торговли. Губернатор Волынский молодой образованный вельможа, во всём полезен и стремится угодить государю. Он только что женился на двоюродной сестре Петра и прочит себя в астраханские князья. Пётр любит и выделяет Волынского, но нещадно колотит за недостатки.
В свою очередь, Волынский нещадно колотит поэта Ваську, сына местного священника, за то, что тот мечтает убежать из Астрахани в большой мир. Ведь, если убежит, то губернатору не с кем будет беседовать на иностранных языках о литературе и поэзии.
Елена прибывает в свите Екатерины. Она надеется встретить Владимира и напрасно ждёт от него весточки. От калмыков юная княжна узнаёт, что черкесы убили или увели молодого оруского нойона. Елена чувствует, что это её суженый, и готова преодолеть любые степи и горы, чтобы найти его. Проникнувшись к ней симпатией, Утбала предсказывает Елене счастливый конец поисков и помогает, сделав невидимой и направив в место, где находится её потерявшийся суженый – в Эндери, не подозревая, что этот орус и есть Эрдни-батыр.
Войско отбывает из Астрахани в Дагестан. Калмыки не горят желанием воевать с черкесами, ведь они давно породнились и ведут общие дела. Но хан понимает, что орусы пришли надолго, что они останутся, и советует мурзе Айдемиру или прийти к орусам и остаться на земле предков, или уйти в горы. Гордый Айдемир решает погибнуть. Черкесы сопротивляются нашествию русских. Калмыки стирают Эндери с лица земли.
Елена ищет Владимира вокруг Эндери. Она приходит в место, указанное Утбалой и в ожидании прячется за памятным знаком, где давным-давно погиб от стрелы калмыцкий герой. Поочерёдно появляются калмыки и горцы. Сюда приводят освобождённого казака Ивана. Здесь скрывается Эрдни-батыр, недовольный тем, что орусы велят ему жечь черкесские села. Но он воин, он избрал свой путь – дхамму воина, и хан велел ему рубить врага, а не грабить. Наконец, Чакдар приносит сюда весть о покорении Дербента.
Утбала просит Чакдара рассудить самому, кто больше достоин её, и тот признаёт, что в отваге Эрдни-батыру нет равных. Но сейчас Утбала знает, ради кого юная оруска преодолела неимоверные трудности и невзгоды. Она видит, что обе любят одного. Тара понимает, что земная любовь сильнее небесной. Утбала ступает в ритуальный костёр и возносится на самое дальнее небо, чтобы никогда не вернуться. Чары Утбалы исчезают, и Владимир с Еленой узнают друг друга. Чакдару без Утбалы не нужны ни жизнь, ни власть, он расстёгивает панцырь, и с гор прилетает чёрная стрела.
Первый поход был неудачным, и Пётр возвращается, не завершив дело. Он снова встречается с ханом Аюкой. Но Белая Тара покинула калмыков, а сын погиб, и хан предчувствует свою смерть. Калмыки в трауре. Через семью семь сорок девять лет калмыцкое ханство исчезнет. Так сбудется предсказание легенды о Белой Таре, покровительнице калмыков в приволжских степях.
© 2019, Санкт-Петербург.
Моя четвёртая пьеса о Петре Великом.
Остальные три:
«Царь-плотник, или Великое посольство в Амстердаме» (Всероссийская литературная премия им. А.К. Толстого);
«Пётр в Париже»;
«Пётр в Лондоне».
Прошу пожертвовать любые суммы на постановки пьес и издание книг и не стесняться ставить «лайки» статье.