Ашок Кумар, без которого сложно представить индийский кинематограф, никогда не хотел быть актером. Он отказался сниматься в своем первом фильме Achhut Kannya (1936), но режиссер Химаншу Рай был непреклонен, поскольку хотел видеть в главной роли только Ашока. Кумар привнес в актерскую игру естественность в то время, когда на экране царствовала вычурная театральность.
Ашок Кумар (настоящее имя Кумудлал Гангули) начал свою карьеру в киноиндустрии как поющий актер, позже снимался в известных комедиях вместе с братьями Кишором и Анупом (Тот, кто управляет машиной (1958), Chalti Ka Naam Zindagi (1982)). Его самая известная роль была в драме Судьба / Kismet (1943), где он исполнил отрицательную роль.
Ашок изучал юриспруденцию в Калькутте, и ему это совсем не нравилось. В семье уже было пять адвокатов, включая отца. Кроме того, сам он был родом из маленького городка Кхандва с населением 30 000 человек, поэтому заниматься юридической практикой не было особого смысла. Ашок всегда хотел делать что-то другое. После занятий он часто бегал с друзьями на фильмы, и однажды после просмотра картин Puran Bhagat (1933) и Chandidas (1934) решил, что хочет стать режиссером!
Актером он быть не хотел. В те дни эта профессия считалась сомнительной. Женские роли зачастую играли девочки по вызову, а сутенеры стали героями. Так что многие люди даже не думали об актерстве. Но зять Ашока, Чандру Мукерджи, работал продюсером и звукорежиссером в театре и познакомил его с режиссером Химаншу Раем.
Химаншу хотел, чтобы с ним работали только парни из хороших семей. И обязательно выпускники колледжей. Режиссер предложил Ашоку стать актером, но тот отказался, так как хотел стоять именно за камерой.
А потом произошел известный случай — герой его фильма сбежал с героиней Девикой Рани. Позже она поссорилась с любoвникoм и вернулась, поэтому Химаншу Раю срочно нужен был актер на главную роль. Он снова обратился к Ашоку.
Ашок, которого смущала репутация актеров, играющих в кино, отказался во второй раз. Но режиссер заверил его, что нанимает актеров только из культурных, образованных семей, приводя примеры женщин, работающих в его театре. Он убедил Ашока, что неприятностей с другими актерами на съемочной площадке не будет, и пообещал, что возьмет его сценаристом в свои следующие проекты.
Дома у Ашока разразился небывалый скандал! Когда родители узнали, что их сын согласился сниматься в фильме, будущие тесть и теща Ашока отменили свадьбу, а его мать плакала несколько дней. Отец сразу отправился в Нагпур, к своему другу Рави Шанкару Шукле — тогдашнему главному министру и попросил для сына работу. Ему предложили на выбор две хорошие должности, из которых отец выбрал пост председателя отдела подоходного налога. Ашоку обещали колоссальные 250 рупий в месяц!
После этого Ашок с отцом поехали к режиссеру Химаншу Раю и показали ему письма с назначением. Химаншу попросил поговорить с отцом один на один. Через некоторое время отец подошел к Ашоку и разорвал письма. Он сказал:
«Он (Химаншу Рай) говорит, что ты станешь выдающимся, если будешь работать с ним. Я думаю, ты должен остаться здесь».
Тем временем его мама отчаянно искала девушку, которая вышла бы за Ашока Кумара замуж! Из-за выбора профессии никто не соглашался на брак. На самом деле, его дядя договорился о браке еще несколько лет назад. Тогда Ашоку было 18, а невесте Шобхе — 8. В одном из своих интервью актер вспоминал:
«Он взял меня с собой, чтобы увидеть ее. Мне было 18 лет; ей было восемь. В те дни девушкам не разрешалось выходить из дома, и она пекла нам лепешки. Она катала их так быстро! И сделала почти 50. Я был очень впечатлен! Прошли годы. Однажды, в 1936 году, мой отец вызвал меня в Кхандву. Я приехал. Папа встретил меня на вокзале и сказал, что мы едем в Калькутту. Испуганный, я просто пошел за ним. Мы никогда не допрашивали его.
Моя невестка ехала в дамском купе. Я хотел знать, что происходит, и спросил ее. Она спокойно сказала, что я женюсь. Я был в таком шоке, что просто потерял дар речи! Мне об этом никто не сказал! Я не был готов жениться — думал, что обзаведусь семьей только тогда, когда начну зарабатывать 500 рупий в месяц. На тот момент я зарабатывал только 200 рупий. Моя мама не знала, согласен ли я на брак. Так как все было устроено, то я согласился».
Ашок увидел Шобху снова, когда ей было 15, а ему 25. Он не узнал ее, пока дядя не сказал ему, что они раньше уже ездили на смотрины. Девушку попросили спеть, но это получалось у нее очень плохо! Она была представлена Ашоку за день до их свадьбы, и он не имел права возразить. В те дни все решали родители. 20 апреля 1936 года он женился.
Когда в 1986 году Ашок и Шобха хотели отметить Золотую свадьбу (50 лет), они планировали устроить вечеринку в отеле Searock и пригласили 100 человек. Но за четыре дня до празднования Шобха заболела и скончалась. Супруга Ашока очень хотела поправиться… но, к сожалению, не смогла.
В одном из своих последних интервью изданию Rediff Ашок Кумар шокировал откровениями личной жизни:
«Я 13 лет был очень верен жене. А потом потерял голову. Когда снимался в фильме Naaz (1954), начал пить, встречаться с женщинами, изменять. У меня был роман с партнершей Налини Джайвант. Мы были вместе два с половиной года, но жена никогда не верила этому».
Ашок Кумар нигде никогда не учился актерскому мастерству. Его наставник, режиссер Химаншу Рай настаивал на том, чтобы Ашок смотрел много английских фильмов, покупал ему билеты в кино и знакомил с иностранными актерами. Ашок наблюдал за игрой многих звезд, перенимал у них стиль. Особенно ему нравился Хамфри Богарт. Стиль игры индийских актеров того времени Ашоку совсем не нравился. Он считал, что естественность перед камерой лучше.
«Я считаю некоторых актеров искусственными. Мне нравятся Шатругхан Синха и Нана Патекар, но сегодня они на вторых ролях. Я всегда говорю своим ученикам — главное вести себя более естественно. Помню, в фильме Gumraah (1963) моей партнершей была Мала Синха.
У нас была сцена, где мне приходилось спешить на работу рано утром. В реальной жизни у меня всегда были неторопливые завтраки. Мы так усердно работали весь день, что завтрак был очень важной едой. Поэтому мне было важно отрепетировать сцену.
На следующий день я сказал жене, что хочу быстро позавтракать. Она была озадачена. Я просто глотнул чай, и вышел из дома. Когда я добрался до съемочной площадки, то сказал режиссеру, что хочу позвать жену. Она пришла, а я разыграл сцену так же, как утром в доме. Моя жена была очень удивлена!»
Кумар всегда репетировал сцены заранее и наблюдал за тем, как реагируют люди и как он ведет себя в привычной домашней обстановке. Он не выбирал роли только по количеству времени, отведенному на экране, а всегда смотрел на значение персонажа в фильме. Помимо всего прочего Ашок хорошо пел. Именно он учил пению своего брата Кишора Кумара. В итоге Кишор стал великим певцом.
Младший брат Ашока, Ануп Кумар, тоже пробовал себя в киноиндустрии, но так и не смог стать известным, хотя у него были хорошие фильмы. Ашок купил ему дом, отыграл свадьбу, а позже взял на себя все расходы за свадьбу племянника — сына Анупа. У них всегда была очень дружная семья, братья стояли друг за друга горой. В семье Ашока называли Дадамони. Мони на хинди означает драгоценность.
К концу 90-х Ашок Кумар перестал сниматься. Он сильно заболел. В 1997 году врачи отказались его лечить, сказав, что он не жилец и все равно умрет. Но через два дня актер почувствовал себя лучше и его отправили домой. «Я был так зол! Кто они такие, чтобы указывать мне, когда умереть?» — восклицает Ашок.
«Кажется, я выбежал и преследовал доктора, который сказал, что я не выживу. И накинулся на него с тумаками! Я не помню этого — дочь рассказала мне об этом позже. Мне нужно было сделать укол, чтобы успокоиться, потому что я был в бешенстве!»
Последний фильм, в котором снялся Ашок, был Возвращение похитителей ценностей / Return Of The Jewel Thief (1996). Он никогда не страдал от какой-либо болезни. Но на съемках фильма Rakhi (1962) заработал астму. Его сестрой по сценарию была актриса Вахида Рахман.
В последней сцене они должны были умереть и сказать несколько диалогов очень хриплым голосом. Ашока попросили выпить ледяную воду, а затем немедленно высказать диалоги. Он выпил 25 стаканов ледяной воды, но его голос не изменился. Тогда он начал пить холодную воду два дня подряд и на третий заболел гриппом. На съемках он потерял сознание и был доставлен в больницу.
«После этого я начал задыхаться регулярно и очень страдал. У меня был все еще нормальный голос. Но врачи сказали, что у меня астма», —
признался актер.
Ашок Кумар умер в возрасте 90 лет в Мумбаи 10 декабря 2001 года от сердечной недостаточности в своей резиденции в Чембуре. Тогдашний премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи назвал его «Вдохновением для многих поколений начинающих актеров»
По материалам индийских СМИ
Подбор и перевод — Мила — Bollywoodtime
Друзья, добавляйте наш канал в "мои подписки" и читайте в любое время! Наши статьи выходят каждый день! Оставляйте комментарии, делитесь историями с друзьями, нажав на кнопку соцсетей. Спасибо, что вы с нами!