Транс-Шамбала - Trans-Shambala анонс пьесы
«Транс-Шамбала. Песня остаётся той же»
Восточная пьеса в трёх действиях, с интермедиями и финалом.
Персонажи:
Анна
Мэри
Джимми
Роберт
Джон Пол Джонс
Ян
Могол
Синопсис.
I. «Чёрный пёс». Гоа, 1795
В XVIII веке голландцы выбили португальцев из Гоа, но после вхождения Голландии в состав наполеоновской Франции все владения Голландских Индий, включая Гоа, Цейлон и Коромандель, были внезапно захвачены британцами.
Джон Пол Джонс, губернатор Гоа, с головой занят делами новой колонии. Он должен перехватывать голландские и французские торговые караваны, но дерзкий пират Чёрный пёс всегда оказывается первым, уводя добычу из-под носа. Англичане безуспешно гоняются за пиратом и назначили награду за его голову. Отважный Роберт, командир английской эскадры, влюблён в племянницу губернатора Мэри и ищет случая отличиться, чтобы просить её руки.
Другая забота Джона Пола Джонса – усмирение мятежных маратхов. Он ищет помощи последнего Великого Могола, за которого хочет выдать свою младшую племянницу. Анна мечтательная девушка, захваченная красотой и тайнами Востока. Её сама заветная мечта попасть в волшебную страну Шамбалу. Могол дарит ей волшебный камень чиндмани, в котором видна Шамбала, и Анна согласна стать его женой.
В Голландии не знают об утере индийских колоний. Ян, поэт и путешественник, отправлен в Гоа на поиски карты Шамбалы, хранящейся в старых португальских бумагах. Его корабль заблудился в тумане и взят на абордаж Чёрным псом, воюющим против всех. Пирата зовут Джимми. Он узнаёт от Яна о сокровищах Шамбалы и идёт в Гоа под видом голландского купца. Джимми тоже не знает о захвате Гоа, и британский флаг над фортом для него сюрприз, но он всё равно отправляется на приём к губернатору, собираясь пригласить его к себе на борт, захватить и выменять на карту Шамбалы. Ян сопровождает его.
От забот у Джона Пола Джонса голова идёт кругом, поэтому целый день он пьёт и безбожно ругается. Губернатору по душе бочка ямайского рома, преподнесённая голландским капитаном, и он принимает гостей, чтобы развлечь скучающих племянниц. Мэри так увлечена поэтом Яном, читающим стихи и рассказывающим о новинках парижских театров, что готова выйти замуж, отказав Роберту. Она умоляет дядю пощадить голландского купца и отпустить его с миром.
В свою очередь, Анна с воодушевлением повествует гостям легенду о Шамбале. Джимми притворяется влюблённым и клянётся вместе найти Шамбалу. Анна ему верит и раскрывает секрет – она знает путь в Шамбалу. Она готова бежать с ним, чтобы отправиться на поиски своей мечты.
Джимми приглашает хозяев нанести ответный визит. Роберт и Могол сопровождают своих невест. Попав на борт голландца, Роберт опытным морским глазом видит необычную оснастку судна, выдающую быстроходного капера в мирном купце. Он понимает, что это легендарный дерзкий Чёрный Пёс. Губернатор велит немедля вздёрнуть купца на рее. Застигнутый врасплох, Джимми не собирается сдаваться. Он стреляет из пистолета в крюйт-камеру. Гроза малабарских морей «Чёрный пёс» взлетает на воздух.
II. Кайлас. Интермедия.
Могол бессмертен, переселяясь из одной телесной оболочки в другую. В обиталище небожителей на горе Кайлас он выпрашивает бессмертие для Анны. Ему велят распространить буддизм в краю под Западным небом, где она родилась.
III. «Лестница в небо». Амстердам, 1970.
Кировский балет на гастролях в Стадсшоубурге. Голландцы рукоплещут прима-балерине Анне, танцующей баядерку Никию в «Тенях». Она из тех девиц, в чьём присутствии всё само собою падает, теряется, ломается и отключается, а люди рядом с нею попадают в смешные, нелепые положения. Вот и сейчас она возвращается со сцены в тесную каморку под театральной лестницей и включает кипятильник, а в Стадсшоубурге вылетают пробки.
В кромешной темноте кто-то с грохотом падает сверху. Это Могол с горы Кайлас. Он убеждает Анну в том, что её успех в гималайском балете не случаен. Он раскрывает тайну её появления на свет. Он просит показать заветное кольцо с рубиновым камнем, которое у Анны с детства.
Могол трёт камень. Чиндамани вспыхивает, ярко осветив каморку. В изумрудном свете сияет Гоа, в лазурном колышется Индийский океан, а в огненном пламени взрывается «Чёрный пёс». Горящие головёшки мачт падают вокруг Анны, и она вспоминает прошлую жизнь. Она не вернётся в Ленинград, в Кировский театр. Ей нужна Шамбала.
Анна выходит из Стадсшоубурга. На площади перед театром лежат тысячи хиппи. Это золотая эра революции цветов. Разными путями Анна встречает Роберта с его индусской подругой Мэри, пьяницу и драчуна Джона Пола Джонса, отчаянного поэта Яна и влюблённого в неё гитариста Джимми. Вместе с толпой хиппи они отправляются в Гоа.
IV. Гоа. Интермедия.
Рок-фестиваль в Гоа. Хиппи зажигают лампадки и украшаются цветочными гирляндами. Группа поёт «Чёрного пса» и входит в экстаз, разбивая инструменты и дерясь друг с другом. Один Джимми не буйствует. Он влюблён в Анну и сочиняет балладу «Лестница в небо».
V. «Песня остаётся той же». Гималаи, Непал.
Гималаи, крыша мира. Здесь нет кислорода, нет тепла. Здесь не летают птицы – одни лишь страшные грифы высматривают мёртвых. Один за другим слабые остаются на тропе замерзать или скатываются вниз, назад, к жизни. Только самые упорные и достойные, не запятнанные прошлым, могут достигнуть Шамбалы.
Анна остаётся одна. Сил больше нет. Холодно, нечем дышать. Она растирает обледеневшие лицо, плечи, руки, дышит на кончики пальцев. Всё, я ухожу, думает она. Это конец. Шамбала - это миф, легенда, выдумка. Но выдумка столь прекрасная, что ей хочется, чтобы люди всегда верили в неё и стремились заслужить вход в Шамбалу.
Анна трёт чиндамани. Ураганный ветер стихает. Скалы расходятся. Открывается Шамбала. Анна над Гималайскими вершинами, которые давно знакомы ей по танцам. Но раньше ей приходилось день и ночь работать в поте лица у балетного станка, чтобы парить над сценой. Здесь ей не нужно трудиться, здесь всё есть, стоит лишь ей пожелать. Анна хочет назад. Но пути назад ей нет. Или надо вернуть чиндамани и лишиться бессмертия.
Могол в отчаянии. Он больше не сможет ей помочь. Анна возвращает чиндамани и попадает в Кировский театр. Но её гонят прочь из театра, ведь она предатель Родины, предатель советского балета.
VI. Амстердам, 1995. Финал.
Выжившие хиппи скрывают своё бурное прошлое, сейчас они руководят банками, корпорациями, газетами. Одна лишь Анна не изменилась. С головой укутавшись в одеяло, она всегда сидит на одном и том же месте, напротив рынка Ватерлооплейн, где идёт бойкая торговля восточными товарами. Город полон туристов со всего света.
Пьеса № 4 «Восточного цикла».
Задумана 9 ноября 2012 года в буддийском центре «Шамбала», в Амстердаме.
Начата 3 декабря 2012 года в ресторане «У четвёртой мельницы», в Амстердаме.
Сцена «Тени» написана 25 января 2013 года в студенческом кафе «Времена года» во время ночной пьянки «Nachtborrel», в Амстердаме.
Закончена 15 января 2014 года в Блюмендале, пригороде Хаарлема.
© 2014 Авторские права защищены законодательством Королевства Нидерландов.
Напишите автору, если захотите увидеть на сцене.
Прошу пожертвовать любые суммы на постановки пьес и издание книг и не стесняться ставить «лайки» статье.