Графические работы Хелен Драйден, как и Эрнеста Драйдена, мне нравятся давно. При этом эти два талантливых человека с одинаковой фамилией не состояли в родстве, были представителями двух разных культур - американской и европейской. Хелен - уроженка Балтимора, а Эрнест - Вены, Хелен на 5 лет старше Эрнеста, оба были художниками-графиками, оба искали возможности проявления своих талантов в самых разных областях - от интерьерного до промышленного дизайна. И оба считаются яркими представителями стиля ар деко. Об Эрнесте Драйдене, который был одним из учеников Густава Климта, расскажу в другой статье.
Драйден родилась в Балтиморе в 1882 году. Через семь лет её родители переехали в Филадельфию, чтобы дать возможность дочери получить хорошее образование и развить недюжинные художественные способности. Любимое занятие маленькой девочки было рисование и придумывание бумажных кукол с оригинальными нарядами. Бумажные куклы были популярными, их печатали не только в детских книжках, но и в ежедневных газетах, модных журналах, в рекламных проспектах. В конце концов Хелен повезло, она продала своих бумажных кукол с набором платьев и костюмчиков газете "Филадельфийская пресса" для раздела "Мода". Этот бенефис приободрил молодое дарование и, отчасти, определил в дальнейшем выбор профессии. Первым крупным заказом можно считать создание иллюстраций для статей о моде Анны Риттенхаус местного издания «The Philadelphia Public Ledger». Что касается образования, Драйден полтора года осваивала азы прекрасного в Академии Изящного искусств Пенсильвании/The Pennsylvania Academy of Fine Arts, хотя в интервью (в том числе и "Нью-Йорк Таймс") заявляла, что считает себя самоучкой.
Переехав в Нью-Йорк в 1909 году, Драйден провела год, обивая пороги журналов мод в надежде заинтересовать своими эскизами. Никто, однако, не проявлял интереса к её работе. Особенное разочарование принёс отказ редакции Vogue. Однако новый владелец, который купил издание, - Конде Наст - внёс существенные изменения в редакционную политику, пересмотрев отношения с авторами и художниками. Результатом стал длительный период сотрудничества не только с Vogue, но и другими изданиями Condé Nast - «Vanity Fair» и «House&Garden». Кстати, именно в редакции Vogue в 1919 году познакомилась с Раймондом Лоуи, модным иллюстратором и художником по костюмам, создававшим провокационные и эффектные костюмы для бродвейских постановок Ziegfeld Follies. Судьба будет их сталкивать неоднократно, но уже на поприще промышленного дизайна.
Хелен создала более 100 обложек Vogue, которые стали голосом моды. Издательский роман-сотрудничество с Vogue длиной в 14 лет (1909–1922) оставил заметный след в истории журнала. Пару лет назад редактор Vogue Валери Стейкер и заместитель директора по дизайну Альберто Орта создали арт-терапевтический продукт - раскраску «Vogue Colors A to Z» из 26 обложк-бестселлеров, украшавших издание до 1932 года. Надо ли говорить, что среди 10 художников была и Хелен Драйден!
В дополнение к своей плодотворной карьере иллюстратора Хелен Драйден успешно стартовала и в качестве художника по костюмам, создав декорации и костюмы для комедийного мюзикла «Набери свой шаг», драматической постановки «Клер де Люн» по роману Виктора Гюго. А после посещения "Международной выставки декоративных искусств и современной промышленности", состоявшейся в Париже в 1925 году, обратила свое внимание на возможности проявить себя в проектной деятельности - в дизайне.
Дизайнерские проекты Хелен Драйден время от времени всплывают на аукционах. Эта страница её жизни будет тщательно исследована, вероятно, через десяток лет. С одной стороны, такое положение дел связано с тем, что портфолио проектов достаточно широкое – от дизайна тканей до смесителей и светильников, с другой стороны, в реестре компаний, с которыми сотрудничала Драйден, были и крупные корпорации как Studebaker, и те, которые закрылись после Второй мировой войны. Весьма показателен факт сотрудничества с текстильной фабрикой Aberfoyle в Белмонте (штат Северная Каролина). Для многих любителей этого провинциального города факт существования фабрики на территории полуразрушенной мельницы удивителен, а в 1920-е годы фабрика развивалась столь динамично, что размещала рекламу в модном прогрессивном журнале Delineator. Реклама, кстати, была выполнена художницей, как и дизайн тканей для этой текстильной фабрики. Звезда по имени "Хелен Драйден" засияла еще ярче, когда художница была приглашена крупным производителем автомобилей Studebaker.
«Это - стиль Хелен Драйден», - можно было прочитать в рекламной статье автоконцерна Studebaker, с которым Драйден сотрудничала около десяти лет с 1931-1940 гг. , стала лицом компании, представляя интересы автопрома и доказывая, что женщина может стать успешным промышленным дизайнером и добиться выдающихся высот в области машиностроения. Раймонд Лоуи заключил с Драйден контракт на разработку интерьера автосалонов, а она очень хорошо понимала интересы своей целевой аудитории: "Поскольку сегодня женщины влияют на продажу автомобилей больше, чем когда-либо прежде, - говорила Драйден в интервью журналу «Life» , - важно учитывать, что будет привлекательным для её вкуса, что лучше всего соответствует её требованиям. Автомобиль должен быть подходящим фоном для социальной жизни женщины, её одежды, её образа жизни».
В статье в июньском номере журнала «Life» за 1937 год была дана высокая оценка работе Хелен Драйден, и, как положено периодическому изданию, именно она была названа "первой леди Америки, добившей успеха в области автомобильного дизайна". По сообщениям прессы, Драйден зарабатывала в год 100 000 долларов. И если американскому дизайнеру, работавшему бок о бок с Драйден - Норману Беллу Гедессу в истории дизайна отведено немало страниц, то работы Хелен Драйден пока остаются на периферии исторического исследования.
Судьба Драйден после 1940-х годов драматична и окутана пеленой безвестности. Фееричный успех сменился полным забвением. Художница внезапно исчезла из поля зрения общественности, и нет никакой информации, объясняющий её уход из мира искусства и дизайна. В американских источниках до сих пор существуют разночтения, когда именно Хелен Драйден ушла из жизни в 1972 году или 1981. В любом случае, эта легенда эпохи ар деко, оставившая яркий след в мировой культуре, будет вдохновлять художников и займёт законное место на аллее славы.
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!