Найти тему
Иван Шиман

Russian off-road 2020. Что может УАЗ, WRANGLER И ПСИХ НА НИВЕ на БЕЗДОРОЖЬЕ ЗИМОЙ?

Этот автомобиль родился в самый разгар холодной войны — в 1964 году, но его путь к заводскому конвейеру занял долгие восемь лет. Во времена СССР о его покупке можно было только мечтать: в свободную продажу они не поступали. Он прошел долгий путь эволюции. Менялись мосты, двигатели, коробки, конструкция подвесок, но его суть оставалась неизменной, и он стал одним из символов России. А еще он никого не оставляет равнодушным: его либо беззаветно любят, либо люто ненавидят. Или любят и ненавидят одновременно.

Вот только не надо сразу кричать: ага, а автор-то и не знает, что в 1972 году в производство были запущены военный УАЗ-469 на портальных мостах и экранированной электрикой и гражданский УАЗ-469Б на разрезных мостах типа «Тимкен», что в 1985 году им на смену пришел УАЗ-3151. И что только в 2003 году начались продажи модели, получившей собственное имя Hunter («Охотник») на расширенных мостах типа Dana-Spicer, пружинной передней подвеской и малолистовыми рессорами в задней, дисковыми передними тормозами, инжекторной 2,7-литровой бензиновой "четверкой" и пятиступенчатой коробкой.

Автор это прекрасно знает, равно как и массу других подробностей. Просто в моем понимании линия развития от УАЗ-469 к современной версии Hunter представляет собой один сплошной неторопливо текущий процесс. Он похож на большую реку, от которой могут отделяться рукава, иногда теряющиеся в болотах времени, иногда вновь соединяющиеся с главным руслом, а иногда — дающие начало новой реке.

UAZ Hunter '2002–10
UAZ Hunter '2002–10

Да, различий между изначальным 469-м и «Охотником» довольно много. Мосты, моторы, тормоза, подвеска, пластиковая накладка на переднюю панель, закрывшая голый крашеный металл… Но гены изначально утилитарного внедорожника, предназначенного для того, чтобы без проблем двигаться в составе колонны танкового батальона или возить колхозного агронома по пашням и пастбищам, никуда не делись. Осталась простота конструкции и неприхотливость в обслуживании, которую сравнивают с автоматом Калашникова.

UAZ 469 '2010
UAZ 469 '2010

Ведь изначально чинить и обслуживать этот автомобиль должны были не одетые в аккуратные комбинезоны опытные автомеханики, а едва окончившие учебки лопоухие срочники. И чинить не в чистеньких ремонтных боксах с подъемниками, а там, где понадобится ремонт: в лесу — так в лесу, в пустыне — так в пустыне… Боевая задача ждать не будет. Отсюда и постоянно повторяющаяся в «Инструкции по эксплуатации и ремонту» фраза «легкими ударами тяжелого молотка...»

Остался и общий аскетизм внутреннего обустройства. Ведь в Главе 1 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил было написано, что военнослужащий обязан «...стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы», а раз так, то какой смысл заморачиваться лишним комфортом? Из военного прошлого осталось и плоское лобовое стекло, и узенькие, скошенные вниз двери (конструкция которых принципиально не позволяет оснастить их опускающимися стеклами), и два размещенных в базе бензобака. Что в этом военного? Ну, к примеру, то что двери взаимозаменяемые, на радость зампотехам.

UAZ 469 '2010
UAZ 469 '2010
-4
-5

UAZ 469 '2010

Производство UAZ Hunter как абсолютно морально устаревшей модели, не способной вписаться в нормы по вредным выбросам, должны были прекратить еще в 2015 году. Но кризис и «невидимая рука рынка», а точнее, вполне реальный спрос заставил вернуть модель на конвейер и объявить, что проблему с чистотой выхлопа удалось быстренько решить, и что автомобиль будет производиться как минимум до 2018 года.

UAZ Hunter '2003–11
UAZ Hunter '2003–11
-7
-8

Но вот уже и лето упомянутого года наступило — а никаких заявлений от завода об остановке сборки все нет… Хотя, возможно, завод все-таки решится «убить легенду»: продажи новых Hunter год от года падают. В 2015 и 2016 году было реализовано 3 594 и 3 591 единиц соответственно, а в прошлом, 2017 году продажи упали до 1 481 автомобиля. За четыре месяца нынешнего года новых владельцев нашли лишь 479 «Охотников»…

При этом на вторичном рынке модель пользуется устойчивым спросом. Более того, многие владельцы, делясь собственным опытом эксплуатации, настоятельно рекомендуют покупать именно подержанные машины! Ну а причины этого мы, пожалуй, обсудим чуть позже, когда начнем разговор о главном: так за что же любят, и за что ненавидят UAZ Hunter?

Понятно, что ни один автомобиль с зависимой длинноходовой подвеской, «заточенный» на преодоление внедорожных препятствий, не может похвастаться утонченными дорожными манерами. Стоит зайти в поворот слишком быстро, как быстро развивающийся крен высокой и тяжелой машины может напугать даже человека с крепкой психикой. Но УАЗ в этом плане существенно отличается от одноклассников, и не в лучшую сторону: даже прямолинейное движение по асфальтированной трассе требует постоянного подруливания, причем у некоторых автомобилей ширина динамического коридора может составлять до полутора метров!

-9

Дело в том, что кастор (угол продольного наклона оси поворота передних колес) у UAZ Hunter составляет от 1,5 до 2,5 градусов, в то время как для устойчивого движения по асфальту требуется порядка 10. В интернете полно рекомендаций по исправлению этого параметра. Способов много: можно перенести отверстия на фланцах шаровой опоры на заданный градус с помощью специального кондуктора, можно поставить кастор-платы или сайлентблоки со смещенным центром. Но самым радикальным (и, пожалуй, наилучшим) решением является установка специально изготовленных шаровых опор с уже измененным кастором.

Но даже проделав эту операцию, водитель «Охотника» вряд ли сможет ощущать себя на скоростной трассе столь же уверенно, как человек за рулем Nissan Patrol, «мостовых» Toyota Land Cruiser, Mercedes G-class или даже Land Rover Defender. В официальных ТТХ значится, что Hunter можно разгонять до 130 км/час, но на самом деле реальным пределом, после которого начинается «зона дискомфорта», является отметка 90. За этой чертой вас ждут только натужный рев мотора, вой ветра, рассекаемого кузовом с аэродинамикой комода, на глазах падающий уровень топлива в баке и понимание, что на такой скорости любое неверное движение рулем чревато очень большими неприятностями.

Но у этой медали есть и оборотная сторона: очень многие мои знакомые, проехавшие на УАЗах не один десяток тысяч километров, отмечали, что неторопливое и размеренное движение, к которому располагает этот автомобиль, позволяет меньше уставать даже на очень длинных перегонах.

Ну и еще один момент: Hunter — автомобиль довольно неуклюжий. Внешний габаритный радиус поворота автомобиля составляет 6,8 м! Для сравнения, у пятидверного Jeep Rubicon Unlimited с его на 570 мм большей колесной базой этот показатель не превышает 6,1 м. Именно поэтому водителям UAZ Hunter всегда было сложно маневрировать и в лесу, и на тесных городских парковках, и именно поэтому в такой дисциплине как джип-триал, где нужна не только проходимость, но и маневренность, выступавшие на УАЗах спортсмены никогда не имели особых успехов.

Авто
268,3 тыс интересуются