В июле 1897 года члены Международного геологического конгресса, которые остановились в Екатеринбурге, числом до 150 человек посещали Шарташские каменные палатки, поскольку это был уникальный геологический объект [1]. Рассмотрим впечатления ученых от увиденных ими Каменных палаток. После этого Конгресса Шарташ и Каменные палатки стали известными за рубежом!
В путеводителе сказано:
«В непосредственной близости от города можно найти отрог, вместе со скалами последний образует небольшие выступы и два больших плато на Западе и востоке: одно у кладбища, другое у озера Шарташ. В окрестностях озера возвышаются характерные гранитные валуны, известные как "палатка"…
"Каменные шатры" - Каменные палатки - серые гранитные валуны Шарташа, венчающие холм в 2-3 км на Е [восток] из Екатеринбурга. Гранит (отчетливо слоистый) здесь образует купол (или антиклинальную складку), направленный от WSW к ENE [юго-запад-запад к северо-восток-востоку], один гребень которого более или менее сопротивлялся атмосферным воздействиям. Основной интерес к этим „каменным шатрам" интересен скорее в доисторической археологии, чем в собственно геологии. Исследования, проведенные у подножия и в расщелинах этих скал, сначала золотоискателем [Н.А. Рыжниковым] (1889-90), затем г-ном Сергеевым и Комесом (1891), и, наконец, мною, привели к открытию довольно большого количества фрагментов орнаментированной керамики, оружия, обработанного камня, жемчужины горного хрусталя, осколков костей и т. д., которые находятся в музее в Екатеринбурге. Господин барон де Бай, который посетил вместе со мной этот населенный пункт в 1895 году, назвал его месторождением неолитического времени.
Последующее открытие небольшого бронзового трехгранного наконечника стрелы, на небольшом расстоянии и в компании черепков того же рода, заставляет меня склониться к мнению Михаила Малахова, который сообщал о большинстве трансуральских месторождений такого рода в конце эпохи неолита, что в то время, хотя бронза и была известной, она всё еще была очень ценным металлом. Что добавляет интерес к этим находкам, так это то, что г-н Сергеев, поднял некоторые из этих плит, как сообщается в краткой записке, которую показало мне Императорское Общество археологии Санкт-Петербурга, и нашел фрагменты керамики, костей и т.д., о чем он написал в своих работах (1896). Я позволил себе предположение, что эти скалы послужили бы местом жертвоприношения и в то же время местом поворота сигналов, и, также, следующий вопрос, что Члены Конгресса хотели бы, я надеюсь, решить на месте: "следует ли считать эти скалы чисто геологической формацией, или же можно допустить участие человека, чтобы их подняли с какой-то целью?"
Крупность плит не может быть использована против этого предположения, поскольку элементы так называемых циклопических или мегалитических памятников часто являются еще более объемными. Затем, углубление на вершине - является ли оно лишь результатом эрозии гранита атмосферными агентами? Что доказывает наличие доисторического месторождения в этих „каменных шатрах" - не случайное обстоятельство, а открытие Сергеева (1891) из остатков, аналогичных " Чертову городищу" - результат продолжительных изысканий. Гранитное образование, похожее на это, но гораздо более грандиозных размеров, есть на вершине горы недалеко от Исетского озера, а затем было обнаружено мною в каменных палатках Шабров (1895-96), где я специально пошел, чтобы узнать, есть ли там доисторические остатки, и где самый поверхностный обзор привел к встрече некоторых объектов, в особенности, на самой вершине одной из башен, рядом со скворечником или прудом, похожим на Шарташский. Г - н В. и геологи, которые посетят Палкино будут иметь возможность увидеть там, среди других, такое же месторождение, какое я нашел там прошлым летом» [4].
Американский инженер Дж. Ридли вспоминает:
«Ах, какие нас ждали кровати! Уютные, просторные, свежие... В них можно было свободно вытянуть ноги, ворочаться и нежиться. Привыкшие к полкам вагона, мы долго не могли уснуть, но в итоге Морфей все же взял свое. Наш сон длился всего 3 часа, ибо уже в 5 часов утра 17 августа мы отправились на золотые прииски в дюжине миль отсюда. Проезжая мимо большого озера, мы остановились, чтобы полюбоваться удивительным созданием природы – Шарташскими каменными палатками.
Наш путь к Березовским золотым приискам проходил в крайне сложных погодных условиях. После осмотра месторождения нас чисто по-русски угостили шикарным обедом. День, к сожалению, был промозглым и сумрачным, а один из нас, упав, вывихнул плечо. Чтобы доставить его в Екатеринбург, мы с компаньоном выехали рано утром другим маршрутом по размытой ливнем дороге» [3].
В отчете 7 сессии Международного геологического конгресса, проходившего в Санкт-Петербурге, об этом событии кратко сообщается:
«На следующий день было две экскурсии. Одни отправились в тройке под предводительством А. Карпинского в Березовск, а другие - на паровозе с О. Клером и М. Карножицким в деревню Палкино. По пути экскурсии в Березовск посетили, недалеко от озера Шарташ, типичные гранитные скалы, так называемые "каменные палатки", которые показываются на вершине и на склонах характерных раскопок. Эти впадины образуются в результате комбинированных воздействий атмосферных вод и колебаний температуры. На поверхности мало-помалу гранит распадается на зерна, которые ветер легко уносит. На краю Шарташа рассматривали дорожки или "морены" из гранитных глыб, перевозимых и осаждаемых льдом озера.
Затем мы направились к местечку, расположенному на небольшом расстоянии от озера. Это место было открыто всего два месяца назад, описание его геологической структуры более не могло быть включено в руководство. Золотой слой, который лежит на выветриваемом хлорированном сланце, состоит из перемешанной глины с мелкими фрагментами глинистого и хлористого сланца, серпантина и кварца. Все это покрыто слоем торфа» [2].
Так, вместе с описанием tentes de pierre сообщается о недавно обнаруженном на Шарташе россыпном золоте.
1) Чекан В.Г. Путеводитель по Уралу. Екатеринбург: Типография газеты «Урал», 1899.
2) Congres geologique international. Compte-rendu de la VII Session, St. Petersbourg, 1897. St. Petersbourg: Imprimerie de M. Stassulewitch, 1899.
3) Ридли Дж. К. Записки о поездке в Россию: Урал и Зауралье в 1897 году. СПб: Своё издательство, 2018.
4) Guides des excursions du VII Congres Geologique International. St. Petersbourg: Imprimerie de N. Ilyichev, 1897.