Мы помним из предыдущего материала, что именно в Коломне, 15 августа 1380 года, великий князь Дмитрий Донской собирал свою рать, чтобы дать отпор Орде на Куликовом поле. В этой битве Мамай потерял более 85% своего войска.
Однако не все помнят, что до Куликовской битвы у Дмитрия Донского, который тогда еще звался Великим князем Дмитрием I Ивановичем, в активе была еще одна крупная победа над Ордой.
Эту победу русские войска одержали в августе 1378 года битве на реке Воже. В этой битве, которую историки признают первой серьезной победой русского войска, погибло почти 50 тысяч отборных ордынских конников.
Поскольку битва была в канун великого православного праздника Успения Пресвятой Богородицы, в честь этой победы были заложены два Успенских храма. Один - прямо на месте битвы на Воже, возле города Глебова-Городища (Рязанская область), второй - Успенский Собор в Коломне.
Разумеется, и собор в Глебовом Городище, и собор в Коломне сейчас выглядят иначе, чем в те времена. Они несколько раз перестраивались. Но между ними установлена прочная связь - они были заложены в память об одних и тех же событиях, и их можно назвать побратимами.
Первое здание коломенского Успенского собора было заложено в 1379 году и длилось всего один год.
Со строительством первого здания храма связана забавная история. Строители так спешили закончить храм до сбора войск князя Дмитрия Донского (а мы помним, что князь с войском выступал из Коломны на Куликово поле), что верхняя часть храма обвалилась в аккурат перед началом похода.
Успенский собор - единственный памятник того времени в Коломне, отмеченный в летописи. Что забавно, летопись отметила не строительство храма, а его обрушение.
После чего храм перестроили и в 1382 году закончили строительство.
Предположительно, в росписи стен собора принимал участие знаменитый иконописец Феофан Грек, тот самый, которого большинство ученых считают автором одной из самых почитаемых икон России - Донской иконы Божьей Матери. Ее, по легенде, преподнесли донские казаки из города Сиротина Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой.
Я лично сомневаюсь, что в XIV веке существовало казачество, которое официально появилось только двести лет спустя. Скорее всего, икона была написана в 1380-90-х годах по заказу супруги Дмитрия Евдокии для Успенского собора Коломны на молитвенную память о погибших на Куликовом поле воинах.
Но факт остается фактом - более двухсот лет одна из самых почитаемых российских икон, Донская икона Божьей Матери, хранилась здесь, в Коломне, в Успенском соборе.
Перед ней в 1552 году молился царь Иван Грозный, отправляя свои войска на штурм Казани. И, в третий раз отправляясь вместе со своим 150-тысячным войском на взятие Казани, Иван Грозный взял с собой Донскую икону. Несмотря на удачный штурм, икона не вернулась в Коломну. Иван Грозный по возвращении из Казани передал ее в Благовещенский собор Московского Кремля. Но не забыл о Коломне - вместо увезенной святыни царь потребовал составить и передать в Успенский собор два точных списка с Донской иконы.
Продолжая рассказ о Донской иконе, нужно сказать, что, по легенде, почти через 40 лет после перемещения в Москву, икона защитила ее от разграбления войском крымского хана Казы II Гирея. После того, как икону пронесли вокруг городских стен в 1591 году, ее поместили в походной церкви русского войска, чтобы она поддерживала защитников города. И русские войска одержали победу!
В память об этом событии и в честь Донской иконы Божьей матери прямо на месте походной церкви был основан Донской монастырь.
Сегодня Донскую икону Божьей Матери можно увидеть в Третьяковской галерее.
Также из святынь храма, хранившимся в нем, можно отметить частицы мощей Ионна Предтечи и шитые пелены для икон, причем автором шитья считается Софья Палеолог, бабушка Ивана Грозного. К сожалению, эти святыни были утрачены.
Святитель Филарет, канонизированный Русской православной церковью за перевод Библии на русский язык, также родом из Коломны. Именно митрополит Филарет короновал царя Александра II на царство.
В 1804 году Успенский собор отремонтировали, обновили росписи собора. На торжественной службе в честь открытия собора присутствовал Филарет вместе со своим отцом, Михаилом Дроздовым, который был диаконом в Успенском соборе.
Надо сказать, что Филарет был новатором и ярым сторонником перехода с церковнославянского на русский язык. Он считал, что церковно-славянский текст Библии содержит много непонятного не только для простого народа, но и для рядового духовенства. С чем нельзя не согласиться.
В советские времена храм был закрыт в 1929 году, церковное имущество и святыни разграблены.
В 1920-1929 г.г. старостой собора был Дмитрий Вдовин, который был арестован в 1937 году за "недовольство советской властью", получил 10 лет лагерей, и умер в 1942 году в Средне-Бельском ИТЛ.
Могила его неизвестна.