Найти тему
Святой Енот

О том, как научить чему-то людей и не облажаться в процессе

Оглавление

В связи с известной всем пандемией, весь интернет наполнился советами и гайдами в стиле "Как делать что-то привычное, но теперь в онлайне". И учебный процесс не стал исключением. Поэтому мною было решено, что самое время обратиться к тому, как это что-то вообще делается, вне зависимости от онлайна, в надежде, что мои мысли кому-то помогут.

С чего начать?

Я хочу провести курс по фотошопу/построению инвестиционного портфеля/заточке ножей. Что делать?

0. Определиться с форматом занятий

Этот пункт самый очевидный, и если он не продуман, то идея еще сыровата, и начинать преподавать еще рано. Формат занятий определяет всю структуру курса и процесс ее реализации. Если вести онлайн, то не надо думать о поиске подходящего места для занятий, но с другой стороны появляется сложность с контролем во время любой проверки знаний. А может быть это курс вообще не предполагает никакого контроля и состоит только из записанных видеоуроков?

В дальнейших размышлениях, я ориентировался на оффлайн занятия с личным присутствием в средней группе, как на некий эталон, в котором больше всего подводных камней и сложных моментов. Так что можно пропускать пункты, которые вам не актуальны. Или не пропускать. Ваш курс – вам решать.

1. Убедиться, что ты знаешь материал

Понятно, что люди не разбирающиеся в квантовой физике не пойдут ее преподавать. Но если перейти к менее экстремальным примерам, то может оказаться, что разрыв в знаниях между учеником и учителем совсем не такой, каким он должен быть.

К примеру, всех в школе учили, что корень можно брать только от неотрицательных чисел. И лишь несколько лет спустя, те из нас, кто решил получать высшее образование как-то связанное с математикой узнали о существовании комплексных чисел. Таким образом мы получаем абстрактного десятиклассника, который взялся репетиторствовать для учеников средней школы. Но как бы хорошо он не знал их программу, на вопрос "А почему мы не можем взять корень от минус одного?" он не может ответить ничего лучше "Ну... Потому что...".

Другими словами, надо быть уверенным, что можешь ответить на все вопросы по своему курсу, насколько бы далеко за него они не выходили. Или, если они совсем не по теме, то уметь указать в сторону учебника/научной статьи/видеоролика, где нужный вопрос хорошо и понятно объяснен.

Почему это важно? Потому что от того, насколько учащиеся уверены в знаниях своего преподавателя, зависит то, насколько они считают интересным и полезным для себя вообще чему-то у него учиться. А отсутствие ответов на вопросов никак этой уверенности не способствует, потому что не будучи в теме, учащиеся не могут оценить всю сложность вопроса, зато хорошо видят, как преподаватель не может на него ответить.

А это не хорошо.

2. Решить, какие отношения будут между преподавателем и учениками

И нет, речь идет не о романтических отношениях, а о неком спектре между деловыми и дружескими отношениями.

Понятно, что в жизни слишком много факторов, которые определяют, на какой части этого спектра эти отношения вообще могут лежать, а какая останется недоступной, но все равно это довольно важный пункт, который нужно продумать.

С одной стороны, деловые отношения с авторитарными замашками со стороны преподавателя могут гарантировать дисциплину и послушание, но мы все же говорим про нечто добровольное, поэтому есть шанс, что с таким подходом будет некого учить.

С другой же стороны происходит то же самое – дружба мешает преподаванию. Ученики перестают воспринимать информацию должно и начинают считать ее советами хорошего друга. Субординация пропадает, учеба пропадает, собственно весь учебный процесс летит в тартарары.

Так что лучший выбор – балансировать где-то в середине спектра, не скатываясь в крайности. А там, как пойдет.

Это все хорошо, но делать то что?

Я прекрасно знаю, каким я хочу видеть свой курс, и уверен, что достаточно для этого квалифицирован. Что дальше?

1. План занятий

Серьезно, это самое важное, что можно сделать заранее. В идеале нужно поминутно рассчитать, что и когда вы с учениками будете делать. Понятно, что это практически нереально, но как минимум список тем с привязкой к учебным часам должен быть, и меняться он не должен.

Во-первых это нужно вам самим, чтобы представлять свою нагрузку и нагрузку учеников, накладывая эти часы на реальное расписание, расставляя домашние задания, всякие срезы знаний и все остальное, чего желает ваша душа.

Во-вторых это нужно тем самым ученикам. Они приходят на любые курсы за определенным набором знаний, и именно с помощью этого списка тем они могут понять, пришли ли они туда или нет. На самом деле, это уходит даже куда глубже – по окончании занятий они так или иначе получат некоторый уровень квалификации в соответствующей сфере. И им нужно понимать, как каждая тема укладывается в эту квалификацию и переплетается с остальными темами, давая в итоге знания, с которыми ученик должен выйти по окончании.

Для каких-то курсов это будет тривиально – сначала мы выбираем точильный камень, потом мочим его, ставим нож под нужным углом, а затем точим. В данном случае наследование тем очевидно, да и их список можно было угадать заранее. Но если брать какую-то более комплексную тему, финансы к примеру, то не совсем понятно, как связаны чистая приведенная стоимость, деривативы, риски ликвидности в универсальных банках, дюрация и сделки слияния и поглощения. Так что нужно понимать, какие темы войдут в курс, как они связаны между собой и почему именно эти темы. А самое главное, надо уметь объяснить это ученику, который прочитал много умных слов в интернете и теперь хочет, чтобы ему все рассказали.

2. Схема оценивания (или же поощрения и наказания)

Если кто-то думает, что его курсы проходят по желанию, а значит приходят только те, кто хотят учиться, и вопроса "А зачем мне это делать?" не будет, то этот кто-то жестоко ошибается.

Да, скорее всего ученики будут замотивированны (возможно даже тем, что они уже заплатили деньги), но это не значит, что они не будут задавать этот вопрос, или задаваться им сами. Обычно это проходит под лозунгом "Да ладно, зачем мне это делать, это все и так понятно". К сожалению универсальный ответ "Потому что ты научишься это делать, только когда пару десятков раз сделаешь сам" не приходит в голову даже взрослым и состоятельным личностям.

Именно поэтому, каждое действие на курсе должно оцениваться, добавляя инициативу наиболее ленивым и непонятливым членам образовательного процесса. Тут надо заметить, что в идеале полная система оценивания должна быть известна в самом начале обучения и не должна меняться, чтобы у учащихся была возможность составить некий план и следовать ему. Помимо этого, хорошим тоном будет высокая прозрачность этой системы – чтобы каждый видел, за что получают баллы другие (или не получают) и не возникало никаких противоречий.

Другой разговор, что сами по себе оценки не несут никакого веса, так как ни в диплом, ни в аттестат они не идут. Тут поспорить сложно, и каждый выкручивается как может. Можно придумать ярмарку, на которой с помощью баллов надо покупать всякую атрибутику, если мы говорим про курсы для школьников, можно предложить скидку на более продвинутый курс первым местам рейтинга для этого курса. Вариантов множество.

Что-нибудь еще?

В принципе, следуя этим рекомендациям вы могли построить костяк хорошего курса. У вас есть идея, есть план, и вы знаете, что именно будете делать с учениками. Это уже больше, чем есть у многих. Осталось всего несколько мелочей, которые могут вам помочь.

Не забывайте проверять знания

Если в конце курса предполагается некий экзамен, то вам, как преподавателю, нужно понимать, каким он должен быть по сложности. А для этого нужно знать, где находится вся группа по своим знаниям. Потому что случайно завалить всю группу, так же как и дать им слишком легкий экзамен, слишком неинтересно.

Как проверять знания? Домашние задания, небольшие тесты, задания для самостоятельной подготовки. Любая другая идея, которая пришла вам в голову. Главное, чтобы либо вы понимали, где находится группа, либо группа понимала, какой уровень сложности будет на экзамене, и не возникло никаких недомолвок.

Реализуйте наказания

Большинство курсов предполагают наказания в том или ином виде. Будь это наказание за то, что домашнее задание списано, или за то, что вопрос по курсу был написан в личку вместо специально созданного чата. И эти наказания и правда нужны. Самое главное, это не бояться исполнить свою угрозу, насколько бы страшной она не была.

Многие преподаватели имеют тенденцию грозить, но никогда не исполнять, и это критично. Такое поведение означает, что ни в одну из дальнейших угроз ученикам нет причины верить. А если не верить преподавателю в какой-то части его слов, то почему надо верить в остальном? Может быть вообще нет смыла его слушать и учиться у него?

Тут надо понимать, что ученики к исполнению угроз будут относиться адекватно, если были заранее предупреждены:

Три раза написал в личку не по административным вопросам? За это его выгнали с курса без возвращения средств? Об этом предупреждали несколько раз в самом начале? Ну тогда все честно, почему бы и нет. Он знал на что идет.

Добавляйте что-то интересное

Многие ученики будут приходить к вам после работы/учебы, и как бы не был интересен им предмет, они будут уставать. В первую очередь это должно отражаться в плане занятий, где наиболее сложный материал должен быть привязан к более ранним часам (может быть вообще выходным), но это не всегда возможно.

В таких случаях неплохо прерываться на что-то чуть более интересное, чем среднее содержание курса. Рассказываете про финансовую отчетность? Можно вставить кейс Enron и Arthur Andersen, который привел к становлению "большой пятерки" "большой четверкой". Обучаете людей Питону? Можно прерваться на то, чтобы почитать его философию.

Главное – не забывать добавлять в курс что-нибудь практическое/интересное, чтобы поддержать неизменно угасающий интерес учеников к предмету.

И всё?

Конечно нет. Процесс обучения полон всяких мелочей, которые могут сделать его лучше для обоих сторон, но узнать о них можно только столкнувшись с ними. Зачастую уже в конце, думая о том, что можно было сделать лучше. Тут я перечислил то, что для меня всегда отличало хороший учебный процесс, и то, с чем я сам столкнулся пытаясь его реализовывать.

Но в этой статье на этом и правда все. Всем хорошей самоизоляции и хороших попыток обучения!