Единство армянской культуры, которое сразу бросается в глаза человеку, даже впервые попавшему в Армению, всегда отмечалось исследователями. Оно покоится на нескольких основах.
Главная из этих цементирующих основ - сама природа Армении. "Айастан -карастан" (Армения - страна камня). В этой народной поговорке вся страна: и природа, и люди, и творения их рук.
Ландшафт страны как бы определен ее архитектурой: пространсвто вокруг сотен и тысяч архитектурных памятников приобретает особый смысл и одухотворенность. Строительство, зодчество - вот главное в культурном наследии, область, где вклад Армении бесспорен. Высокий проффесионализм армянских зодчих, влияние и распространение возникающих здесь конструктивных идей закрепили за Арменией в средневековом христианском мире особое место.
Мощными кристаллами, тяжело, монументально, навязывая и зрителю и самому пейзажу ощущение преодоленной твердости камня, высятся по всей Армении памятники зодчества. Они поражают смелостью решения конструктивных задач и той особой экспрессией, которая возникает как результат творческого открытия. Каменистая почва и тесаный, сложенный в точные объемы камень архитектурных памятников сливаются в единый образ страны.
Другой основой единства послужила историческая судьба страны. Армения, расположенная на скрещенин путей между Востоком и Западом, была постоянным местом столкновений между великими империями древности и средневековья. Рим, Персия, Византия, Арабский халифат, сельджуки, монголы проходили через Армению, надолго, иногда на столетия, прерывая культурное развитие, покрывая землю дымящимися развалинами. Вопреки всем, противостоя каждому из мощных пришельцев, народ сохранял верность основам своей культуры. Искусство наряду с языком, письменностью, верой было одним из тех столпов, опираясь на которые можно было выстоять.
Третья причина, цементирующая единство армянского искусства на протяжении веков, таилась в тех мощных эмоционально-образных качествах, которые были заложены в нем самом.
Область, где творческий гений проявился наиболее орингинально - архитектура, диктовавшая кровень и другим видам искусства.
Архитектура была идейной и стилистической основой для декоративных искусств.
Принципы, постепенно складываящиеся в ясных, законченных планах армянских церквей и монастырей, с их масивными формами, с их энергичными переходами объемов, красотой и особой выразительностью гладких плоскостей, находили отклик во всех видах декоративного и прикладного искусства.
Скульптурные рельефы на зданиях, надгробные памятники и хачкары, керамика, резьба по дереву, металл - во всем обнаруживается родство с зодчеством.