Часть первая, научная
Укок и мистика – неразрывны. Чего только не приписывают ему. Место силы, обретения энергии. Что Укок хранит скифское золото и именно здесь находятся ворота в Шамбалу. Некоторые умники утверждают, что на Укоке есть геоглифы – гигантские рисунки, которые видны только с высоты. И, если геоглифы на Укоке – это совершеннейший бред, то все остальное нельзя потрогать, невозможно увидеть, но есть же люди, которые действительно чувствуют больше, чем другие.
После того, как в 1993 году новосибирские археологи под началом Полосьмак Н.В. обнаружили мумию женщины, которую впоследствии назвали «принцессой Укока», Укок был овеян еще бОльшей завесой тайны и приписываемые ему сверхъестественные свойства буквально зазвенели в воздухе.
Это было первое не разграбленное захоронение. Курган небольших размеров находился в стороне, на его дне, на глубине 3 метров размещался лиственничный сруб, за одной из его стен были похоронены шесть коней в шикарном убранстве с упряжью с деревянной резьбой, мягкими седлами с войлочным покрытием. Тщательно мумифицированное тело женщины лежало на толстой войлочной подстилке на правом боку в позе спящего - с согнутыми ногами и подушечкой под головой, которая была украшена париком с высоким головным убором, который украшали резные фигурки птиц. Ее костюм ничем не отличался от костюмов других пазырыкских женщин и состоял из шелковой рубахи, шерстяной юбки и войлочных чулок. Шею украшала деревянная гривна с фигурками крылатых барсов, а в ушах были небольшие золотые колечки. Кроме прочих предметов быта – кувшины, блюдца, блюда, было найдено зеркальце в деревянной рамке с изображением оленя, состав пластинки которого схож с составом металла ханьских зеркал.
Благодаря тому, что мумификация тела была сделана очень тщательно, на плечах и руках женщины сохранилась татуировка. На ней изображались реальные и фантастические животные, например, олень с ветвистыми и как бы цветущими рогами.
В детстве женщина переболела остеомиелитом и возможно, что до конца не вылечилась. Боли преследовали ее на протяжении всей жизни, а к двадцати годам ее настигло другое не менее страшное заболевание – рак груди.
А была ли «принцесса» (так ее стали называть после открытия), которую очень настойчиво хотели вернуть на место алтайские шаманы, принцессой? Шаманы говорили археологам, что они уже давно в курсе об этом захоронении и умершая это их прародительница Ак Кадын (Белая Госпожа), которая стоит на страже у ворот подземного мира, не допуская выхода зла. А археологи отвечали, что по происхождению женщина из кургана Ак-Алаха-3 не имеет ничего общего с алтайским народом, что вовсе не разубеждало шаманов.
Дак, кем же была та женщина из кургана? И почему похоронена с такими почестями?
Статус человека, жившего в те времена, теперь можно определить по размерам и содержанию его могильника. На Укоке не было обнаружено так называемых «Царских курганов», где в Пазырыкскую археологическую эпоху хоронили «Царей», здесь в основном встречаются курганы «среднего класса». Но вот вид мумии и содержимое ее кургана все-таки наводило на мысли о том, что это была непростая женщина.
Во-первых, удивительным было то, что курган оказался «двухэтажным». Над лиственничным срубом принцессы, находилось захоронение мужчины и подростка, а также три верховых коня, что вполне может быть, как сопровождение и обряд соумервщления, чтобы нужные люди всегда были рядом.
Во-вторых, хоть сам курган и небольшой – 18 метров, но затраты на его сооружение в условиях отсутствия на Укоке леса и вечной мерзлоты, явно указывали на особое положение женщины. А также и его скрытое от глаз расположение.
В-третьих, тщательная мумификация тела, так же свидетельствует о непростом положении в обществе.
А вот татуировки, обнаруженные на руках не могут в полной мере показать, была ли она из знати или это обычное дело для пазырыкцев, так как в 1995 году в ходе раскопок еще одного замороженного кургана была найдена мумия молодого воина без каких-либо ценностей, со всего одним конем, но роскошными татуировками. И, если бы археологические изыскание продолжались, то возможно, что тайна татуировок приоткрыла бы свою завесу.
В-четвертых, из-за болезней женщина могла принимать обезболивающие средства – вино, гашиш, опий, белену или коноплю. А в условиях постоянно измененного сознания к ней могли приходить разного рода видения и предсказания, ее устами могли говорить души умерших, духи и боги.
Исходя из всего этого, «принцесса Укока» была шаманкой, проводником между двумя мирами. Ведь известно, что рождение шамана зачастую предшествует долгая болезнь человека.
При написании поста использовалась статья Н.В. Полосьмак «Путь к небесным пастбищам».
Не переключайтесь! Продолжение следует...
Текст Евгении Смоляковой
Читайте еще про Укок:
Геоглифы Укока - правда или вымысел?
Подписывайтесь на наш канал и читайте про дикий Алтай и другие интересные места!