Большинство из нас привыкли, что в ужастиках зрителя пугают неожиданно выскакивающие из-за угла монстры, призраки или маньяки, а так же реки крови, вываливающиеся внутренности, мерзкие рожи на весь экран и визжащие главные героини. Если быть точным, то это всё уже даже не пугает, мы давно привыкли к подобным сценам в хоррорах и обычными "скримерами" рядового зрителя не пронять. К тому же (за редким исключением) мы точно знаем, что в финале кто-то из главных героев обязательно победит Зло, выживет и спасет весь мир от опасности.
А что, если герои прекратят в панике метаться по сюжету, замкнутся в своей психологической травме и будут вести себя слишком нормально? Или саундтрек и визуал накроют зрителя таким ощущением безысходности, от которого захочется выть? Что, если самым страшным на экране будут не откровенно надоевшая дьявольщина, а сами же главные герои с их нервозами, маниакальными идеями, неожиданно безэмоциональными диалогами и дискомфортными для зрителя реакциями?
⠀
Представляю вашему вниманию пять фильмов, после которых остаётся лёгкая тревожность и неуютное ощущение, что у вас в душе потоптались грязными ботинками:
⠀
"Оно приходит ночью", 2017 год (США)
- режиссер: Трей Эдвард Шульц.
- в ролях: Джоэл Эдгертон, Кристофер Эбботт, Кармен Эджого.
На планете бушует неизвестный вирус и главный герой Пол увозит свою семью в дом в лесной глуши, где они пытаются выжить. Всё идёт более менее хорошо, но сначала у них погибает заражённый дедушка, а после, ночью в дом вламывается незнакомец.
Фильм не пугает наличием зомби и он не про ужасы апокалипсиса. Здесь упор сделан на героях, которые переживают максимальную психологическую нагрузку - они напуганы, они не знают кто друг и кто враг, кому стоит верить, а кому нет; они находятся в постоянном напряжении, им снятся кошмары по ночам. И, когда нервное напряжение достигает апогея, одно небольшое трагическое событие вызывает взрыв и нет больше времени и желания на человечность, выход один - либо ты, либо тебя. Финал вызывает отвращение и бьёт по голове чувством абсолютной безнадеги.
⠀
"Прочь", 2017 год (США, Япония).
- режиссер: Джордан Пил.
- в ролях: Дэниел Калуя, Эллисон Уильямс, Брэдли Уитфорд.
Главная героиня Роуз везёт своего чернокожего парня в отчий дом, знакомить с родней. Родители и другие родственники принимают парня уж слишком тепло.
Нашумевший фильм, который получил Оскар за лучший оригинальный сценарий, точно не является примером классического ужастика. Но действия героев на экране, их странные диалоги и движения вызывают у зрителя чувство неловкости и неуловимого дискомфорта. Можно сказать, что зритель сливается с главным героем картины и ощущает ту же растерянность и неуместность в этой странной семье. Несмотря на некоторую фантастику в развязке, "Прочь" всё равно можно назвать отлично пугающим психологическим триллером.
⠀
"Оно" ("Оно следует"), 2014 год (США).
- режиссер: Дэвид Роберт Митчелл
- в ролях: Майка Монро, Дэниел Дзоватто, Джейк Вири, Лили Сепе.
Джей обычная девятнадцатилетняя девушка, она ходит на занятия, встречается с мальчиками, зависает с друзьями. И вот, после интимной связи с парнем своей мечты, он внезапно рассказывает Джей, что наградил её страшным и сверхъестественным сюрпризом и пока она не передаст ЭТО дальше, её жизнь будет находиться в опасности.
"Оно" принято называть модным словом инди-хоррор - это низкобюджетный ужастик с неизвестными актерами, но крепким сюжетом, красивым визуалом и шикарным саундтреком. Этот фильм не типичная история про группу подростков, демонов и призраков, это действительно оригинальное кино (проклятье, передающееся половым путем, действительно что-то новенькое), снятое в серых, мрачных тонах, наполненное атмосферной электронной музыкой, чувством неизбежности и надеждой одновременно.
⠀
"Плетёный человек", 1973 год (Великобритания).
- режиссер: Робин Харди.
- в ролях: Эдвард Вудворд, Кристофер Ли, Дайан Чиленто.
Сержант полиции приезжает на отдаленный остров у берегов Шотландии, он расследует исчезновение двенадцатилетней девочки. Но жители острова ведут себя не только странно и подозрительно, они ещё и проводят непотребные языческие ритуалы прямо на глазах у набожного сержанта. Что творится в этом закрытом обществе и где девочка?
Наверное, на этом месте в подборке должен был быть фильм "Солнцестояние" Ари Астера, но "Плетёный человек" 1973 года (ни в коем случае не путать с одноименным фильмом с Николасом Кейджем!) уделывает его по всем фронтам. В британской версии закрытой языческой коммуны есть всё - пугающие своей откровенностью ритуалы, странные, но завораживающие песни и танцы, харизматичный лидер (Кристофер Ли в платье и длинноволосом парике просто очарователен), а самое главное - тут есть логика и смысл. Жители деревни не просто так измываются над приезжим чужаком, все их действия подчинены строгому плану, а зрителю только и остаётся, что вместе с храбрым сержантом попытаться раскрыть этот хитроумный план. Если бы у "Плетёного человека" был еще и такой же идеально выверенный визуал, как у "Солнцестояния", то победа была бы безоговорочной.
⠀
"Реинкарнация" ("Наследственность"), 2018 год (США).
- режиссер: Ари Астер.
- в ролях: Тони Колетт, Гэбриел Бирн, Алекс Вулф, Милли Шапиро.
Фильм начинается с того, что семья теряет любимую, но странную бабушку - она умирает от продолжительной болезни. Сразу после её смерти в доме начинают происходить странные события, которые закручиваются снежным комом и приводят к неизбежной трагедии.
"Реинкарнация" первый полнометражный фильм Ари Астера (режиссера злополучного "Солнцестояния") и, несмотря на всю спорность сюжета, он просто до чёртиков потрясающий. Долгие кадры, ужасно отталкивающие (внешне и внутренне) персонажи, каждый со своим букетом комплексов и фобий, бытовые диалоги на фоне происходящего в жизни героев треша - всё это вызывает дискомфорт, ужас и отвращение. Молчание здесь вызывает больше ужаса, чем крик, а сюрреализм (на фоне бытовухи) некоторых ситуаций пугает больше, чем неожиданно появляющийся демон в "Астрале". Если копаться в сюжете, то по сути фильм просто об очередных сущностях, пытающихся заселиться в нужного человека, но то, как нетипично эту историю подал Ари Астер, вызывает одновремено и восхищения и шок.
⠀
Приятного просмотра!