Начало истории здесь
Часть пятая
Странно, но картинка не застывала наподобие плоского постера и не исчезала. Камера еще увеличила изображение и замерла. В палате установилась тишина. Полное отсутствие звука и движения в палате озадачивало. Почему то ничего не слышно, даже дыхания спящей не различается, да и движения нет совсем…
Картинка исчезла. Над сценой повисла надпись: “Выключение произведено в соответствии с законом о гарантии полной свободы. Требуется подтверждение дальнейшего применения закона”. Соткались из воздуха стеклянные шары, и один быстро заполнился жидкостью изумрудного цвета. Второй прозрачный шар остался пустым.
Да уж, в каждой избушке - свои погремушки, - сделала вывод Алла, она не могла привыкнуть к своему здешнему имени Уля, хотя и признавала его не худшим выбором. Не совсем понятный финал второго фильма девушка отогнала от себя, потому что воображение пасовало. Что за полная свобода, каким боком она связана с пожилой дамой, у которой закончились деньги? Видимо, содержание в благополучной больнице с зелеными лужайками и аниматорами, бабушке не разрешили и предоставят заведение существенно менее приятное.
Мероприятие под названием “Сеанс оценки воп-прецедентов” завершилось. Ива планировала дальнейшую экскурсию по городу, перед этим уже назрела необходимость перекусить. “Нянька” повела подопечную в ближайшее кафе.
Уютное место! Столешницы из натурального дерева, украшенные “бабушкиными” кружевными салфеточками. Алла потрогала салфетку, лежащую на столе. Действительно настоящая, их хлопковых ниток, штучка. Девушка такие, изготовленные собственноручно бабулей вещицы, видела только дома у своей деревенской прабабушки, в раннем детстве.
Ива сделала заказ, не спрашивая Улю. Девушка-экскурсовод пояснила, что скромный обед предоставляют бесплатно для кандидатов. Тарелки с салатом, вторым блюдом и стаканы морса принес мужчина средних лет.
Официант аккуратно расставил заказанное перед гостьями, скупо пожелал приятного аппетита и удалился. Улыбок и непринужденной беседы клиенткам, видимо, не полагалось. Алла быстро привыкла, что большинство людей подчеркнуто доброжелательны и участливы. А здесь - угрюмый сотрудник сервиса. Нонсенс. Наставница посмотрела на немного удивленную подопечную и пояснила: “Тимофей в нашем районе недавно, он перебрался из С, потому такой неприветливый”.
Девушки принялись за еду. Вкусно, хотя и совсем просто, без затей. Винегрет, картофельное пюре, маленькая котлетка. Посетительницы кафе не спешили уходить, атмосфера вызывала желание задержаться тут подольше.
- Ульяна, я вижу, что ты временами не понимаешь простых вещей. Давай, я тебе кратко расскажу, почему в Лесном именно такие порядки. Легче всего рассказать краткую историю нашего города, да и другие похожие есть, только не везде, - Ива, похоже, частенько лекции новичкам читала, привычка чувствовалась.
Ты, наверное, знаешь, что во времена молодости наших родителей страна зашла в тупик, - начала повествование наставница. До этого пару десятилетий люди жили надеждой на построение цивилизованного общества наподобие Европы или США, а еще раньше - общество всерьез строило социализм. Так и получилось, что часть населения хотели возвращения социализма, про изъяны которого многие успели позабыть. Другие же граждане были уверены, что следует активнее насаждать западный, рыночный путь развития. Участие же государства они считали необходимым в очень ограниченных пределах.
Последовал раскол, нашлись политические силы, представляющие обе стороны. И те, и другие не отступали, да и зарубежная пропаганда подливала масла в огонь, ни одна из групп влияния не добилась явного преимущества. Обстановка накалилась, и стороны конфликта пришли к очень оригинальному на тот момент решению. Поскольку социальные процессы, обычно занимающие десятилетия, стали протекать гораздо быстрее, решились на масштабный эксперимент.
Несколько небольших моногородов, почти вымерших из-за остановки градообразующих заводов, наспех реконструировали и выстроили систему наблюдения, у корейцев закупали технику, там это отработано было. Найти некую устраивающую всех национальную идею из нескольких основных принципов представлялось невозможным, решили пойти другим путем. Что, если строить общественные отношения с самого низа - с уровня семьи, небольших коллективов и так далее, до законов внутри города.
Вот, тогда наш Лесной и заселили. Набрали добровольцев по всей стране. Предложили хорошее материальное вознаграждение, да и условия проживания и работы весьма привлекательные. Только пара обстоятельств останавливало соискателей: во-первых, жить предстояло под постоянным наблюдением, практически “за стеклом”, во-вторых, нужна готовность в создании социальных норм и подчинении им. Далеко не каждый согласится, чтобы за ним наблюдали в любой отрезок времени, да и приспосабливаться к изменениям не все могут, хотя многие считают, что главное - захотеть.
Сейчас у нас три района. ДД или двойного Д, или район Дара и Долга - здесь в основном люди отрабатывают свое время для получения воп-баллов, они же - единицы веса общественной полезности. Когда эти показатели высокие, индикатор выглядит как полосочки от бледно-розового до темно-красного цвета. Здесь много организаций сервиса, медицинских, образовательных, а еще - центры досуга и развлечений. Можно жить на территории ДД, можно приезжать сюда на работу, а жить в НТ.
Район НТ - предприятия науки и техники. Там научные лаборатории, экспериментальные производства, в общем все, чтобы удобно было заниматься наукой и адаптацией разработок к их внедрению. Напоминает научный городок на территории большого города, так когда-то делали. Отличные условия, чтобы ученые не тратили много времени на дорогу и быт.
Там кандидатов - целая очередь. У научных сотрудников интересная мотивация. Им не так уж нужна шикарная обстановка и высокое вознаграждение, а вот компания единомышленников и финансирование профессиональных интересов - просто душу готовы продать, маньяки. А вот их семьям как раз ценна и обстановка, и зарплаты, и другие возможности Лесного.
Живут научные работники обычно у себя, бывает, что кто-то из их семей находит работу в другом районе. У самих сотрудников технических лабораторий и научных центров - индикаторы цветов от голубого до синего. А просто жители района НТ могут носить либо индикаторы, если наберется достаточно воп-баллов, либо линзы как у кандидатов. На твои, Уля, похожи.
Ну и, наконец, район С или Свободы. От них идет основной доход. Производства на основе разработок НТ организованы там. Все сделано в интересах бизнеса. Несмотря на то, что относительно среднего по стране в нашем городе налоги ниже, только в одном районе генерируют прибыль больше, чем пара городов с такой же численностью населения, как в Лесном. Соответственно, практически все возможное делается для бизнесменов, на их вкус. Наблюдателей там меньше, записи делаются либо по запросу, либо после нескольких тревожных сигналов. Ни о каких воп-баллах или линзах кандидатов речи нет, не любят это яркие индивидуалисты.
Продолжение истории, шестая часть, здесь