В 70-х годах прошлого столетия в СССР могли быт пустить в серийное производство перспективный внедорожный микроавтобус-фургон, который был прямым конкурентом «буханки» и Рафа и был бы более успешным.
На МЗМА этот прототип проходил под названием Москвич-А9. Он прошел все заводские испытания. Конечно же, были несущественные недостатки, которые в короткие сроки могли бы устранить, но к сожалению этот экземпляр так и не запустили в производство.
Первый и единственный экземпляр был построен в 1958 году по инициативе инженеров автозавода, после чего его утвердили на дальнейшие заводские испытания. В течение последующего года, в надежде, что микроавтобус встанет на конвейер в процессе испытаний проводились доводочные работы.
Известно, что все испытательные работы проводились с большими задержками, так загруженность инженеров обуславливалась большим объемом работ по другим образцам москвичевских автомобилей.
До сих пор так и неизвестно кто был ведущим конструктором этого автомобиля, так как ни какой документации не сохранилось. Но знающие специалисты приписывают заслугу по работе над Москвичом-А9 конструктору И. А. Гладилину, который был первоклассным специалистом экспериментальных автомобилей.
Возможности этого автомобиля с несущим цельнометаллическим корпусом, установленным на жесткую раму, были неограниченными. При нехитрых манипуляциях с сиденьями его с легкостью можно было превратить из пассажирского микроавтобуса в фургон.
Передняя подвеска была независимая - пружинного типа, которая жестко соединялись с рамой автомобиля. Задняя же подвеска традиционно была рессорного типа.
Благодаря такой компоновке удалось достигнуть определенной плавности и вальяжности автомобиля при езде, как по асфальту, так и по проселочным дорогам.
Двигатель и коробка устанавливались от 407-го Москвича. Дорожный просвет был 225 мм, что вполне отвечает требованию внедорожного автомобиля.
Длина автомобиля составляла 4315 мм, ширина 1705 мм, высота 2005 мм, а база 2373 мм, при массе в 1320 кг, что вполне можно считать облегченной версией микроавтобуса, чем не могли похвастаться прямые конкуренты от УАЗа.
Расход Москвича-А9 в загородном режиме при скорости в 70км/ч не превышал 11л/100км, но в городском потоке этот показатель увеличивался до 13-14 литров на 100 км, что было вполне приемлемо.
Экспериментальная машина, на удивление испытателей, проявила себя очень хорошо. А9-ый оказался очень маневренный и легкий в управлении. Но почему то этот перспективный автомобиль, который по многим параметрам превосходил всеми известную «буханку», не получил дальнейшего развития.
Считается, что для дальнейшего производства просто не было свободных мощностей завода. А те что были, работали над другими образцами МЗМА, которые считались более востребованными. Как раз на тот момент большинство работ проводилось по 407-му Москвичу. И видимо, исходя из этого, даже техническую документацию так и не стали разрабатывать.