Многопрофильные частные клиники Москвы, как и вся сфера услуг, сильно пострадали от введенных в связи с коронавирусом ограничений. С одной стороны жаловаться вроде бы и грех, ведь в отличие от тех же общепита с фитнесом, индустрии хотя бы разрешили работать, официально подвергнув обструкции лишь стоматологию. Но это, пожалуй, единственный повод для радости. Уже на второй неделе карантина стало понятно, что выручка у самых везучих игроков рынка просела на 50% минимум ( у невезучих - намного сильнее) и плавно продолжает двигаться в сторону дна. Этому способствуют и потребительское поведение, и действия властей, и сам коронавирус.
Подвесили
Частная медицина сейчас находится в классическом подвешенном состоянии. С одной стороны власти разрешили ее работу, как жизнеобеспечивающей сфере, что, собственно, так оно и есть. С другой - в качестве веской причины для выхода из дома назвали не визит к врачу как таковой, а необходимость экстренной медицинской помощи. В результате пациенты просто дезориентированы. Считать ли экстренной медпомощью плановое обследование при беременности? А гастроскопию на всякий случай, если желудок ведет себя как-то странно? А если просто немного крови из естественных проходов, но при этом никакой боли пока нет и жить в принципе можно? В результате люди откладывают визит к врачу, пропуская ранние стадии заболеваний, что чревато более радикальным лечением и даже летальными исходами. Кардиологи, хирурги, гинекологи, урологи уже фиксируют случаи, когда пациенты терпят боль в домашних условиях до последнего, боясь нарушить режим самоизоляции, приходя уже в состоянии, когда лечение нужно было срочно начинать еще позавчера.
При этом Минздрав хранит гробовое молчание, никак не поддерживая отрасль. Если тот же Минпромторг выпустил официальное сообщение о том, что посещение супермаркетов и рынков, а не только ближайшего продуктового магазина у дома, не является нарушением режима самоизоляции, то клиники вынуждены кричать о том же самом в силу лишь собственной глотки, обещая подтвердить весомость выхода из дома справками, смс-ками и прочей доказательной базой.
Эффект приносит, но не слишком большой, ведь наши люди привыкли смотреть телевизор, доверяя тому, что скажут в новостях. А в них сейчас – исключительно нагнетание страха.
Еще смешнее с медицинской косметологией, которая есть практически при каждой клинике, и посещение которой уж точно не вопрос здоровья, жизни и смерти. В начале апреля ее на неделю официально легализовали ( для салонов красоты с медицинской лицензией, в составе многопрофильных клиник косметологию никто и не запрещал). Но в озвученный властями уважительный для выхода из дома квинтет «работа-продукты-мусор-собака- экстренная медпомощь» уход за кожей лица или лазерная эпиляция не входят ни с какого боку.
Все меньше и меньше
Сжимается не только спрос, но и предложение частных медицинских услуг.
- Кто-то предпочел закрыться, отправив медперсонал по домам.
- Кто-то из сетевиков закрыл лишь самые нерентабельные точки
- Многие перешли на усеченный график работы
- Кто-то из крупняка отдал стационарные мощности под коронавирусный госзаказ – хоть какие-то деньги.
- Абсолютно все оптимизировали медперсонал, убрав приемы и в мирное-то время не особо востребованных специалистов или отказав временно в записи внештатникам. У многих из тех, кто остался, расписание урезали.
Опять же врачи – тоже люди. Многие из них – либо работающие пенсионеры или возрастные гуру медицины, часть в менее преклонном возрасте страдает и давлением, и астмой, и диабетом. Практически все они направились на самоизоляцию, либо добровольную, либо обязательную по закону.
Во многих клиниках в самоизоляцию принудительно отправляют персонал, проконтактировавший с пациентами, скрывшими на момент записи на прием факт своего возвращения из-за рубежа либо нахождения под наблюдением. В результате в клиниках отсутствуют приемы многих ключевых специалистов или даже временно нет возможности сделать ту или иную диагностику.
Телемедицина не спасает
Телемедицинские платформы в марте-апреле переживали взрывной рост подключений новых клиник и врачей. Пребывавшие в растерянности на грани нервного срыва руководители медорганизаций надеялись поймать хоть каких-то раков на надвигающемся безрыбье. В итоге всех их ждало разочарование. Подобно тому, как доставка для большинства ресторанов не спасала положения, так же и единичные заказы на онлайн-консультации не компенсировали привычной выручки.
А пациент в массе своей по-прежнему предпочитает тактильный контакт с врачом его изображению на экране монитора.
Чего ждут?
Прямо сейчас все клиники с оперблоками ждут наплыва операционных пациентов.
Во-первых, из-за того, что государственная медицина масштабно переоборудует и резервирует свои койко-места под эпидемиологические нужды, массово перенося плановые операции и не дай бог начнет не справляться с экстренными.
Во-вторых, над рынком висит снежный ком спроса из тех, кто уже был готов делать операции в прошедшие 2 недели, но побоялся. Народ понемногу успокаивается и задумывается о своем здоровье вне коронавирусного контекста. Правда, пока этот ком и наплыв лишь в мечтах и теории.
Сразу же после снятия ограничений клиники ждут «табуны» пациентов с геморроем, сердечно-сосудистыми и запущенными дерматовенерологическими болезнями, с психическими и сексуальными расстройствами, психологическими проблемами в семейной жизни.
Отдельная статья ожиданий – избыточный вес с широчайшим диапазоном возможностей для заработка: гастропластика, гастробаллоны, липосакции, массажи, аппаратная косметология по телу.
Как знать, может прибавится и тех, кто станет наблюдаться по беременности.
А вот в средне- и долгосрочной перспективе никто не ждет ничего хорошего: подъевший запасы и прошедший через потерю работы народ, пытающийся подняться или уже окончательно слегший бизнес, никак не способствуют устойчивому платежеспособному спросу на медицинские услуги. Многие из которых к тому же существенно подорожают из-за ослабления рубля, которое как-то отошло на второй план на фоне вирусного психоза.