Вероятно, если бы современные итальянские власти прибегли к средневековой истории своего государства, Италия потерпела бы сегодня меньше жертв.
Первые карантины.
В начале XIV века морской порт Венеции был центром мореплавания, а значит - торговли, культуры, а также отдыха прибывающих в порт моряков. Этот город славился большим количеством (и качеством) злачных мест для плотских утех. Едва причалив и сойдя на венецианский берег, матросы устремлялись на поиски сексуальных приключений, и легко находили их. Через какое-то время все публичные дома были закрыты, а моряков с иностранных судов вообще перестали пускать в город. Причина тому была страшной: Венецию стремительно накрывала первая чума.
Quaranta (куарАнта) - в переводе с итальянского значит "сорок", а quarantena - "сорок дней". Именно на такой срок иностранные суда должны были встать на якорь перед разгрузкой, чтобы власти города могли убедиться: путешественники и купцы не привезли с собой «черную смерть». 40 дней вполне хватало, чтобы чума, если кто-то из экипажа был инфицирован, давала о себе знать.
Затем на борт корабля поднималась специальная комиссия с разрешением или отказом войти в гавань на разгрузку. Однако, несмотря на такие осторожности, чума все же проникла в Венецию, в 1348 году от нее умер каждый десятый житель города.
Кстати, в Париже тогда погиб каждый четвертый, а в Лондоне — каждый третий.
Позднее карантинные отряды стали высаживать на небольшой остров Лазаретто неподалеку от Венеции, где для людей были построены бараки — сейчас их называют «лазаретами».
Самоизоляция или бегство.
«Беглеца чума не преследует!» - говорили средневековые врачи. Действительно, самым эффективным способом защититься от инфекции было бегство и/или изоляция зараженных. Жителям домов, где обнаруживали заболевших, под страхом смерти было запрещено выходить на улицу и контактировать с окружающими. В таком доме, когда кто-то умирал, проводили обработку - жгли серные шашки, а затем двери в здание зачастую вместе с оставшимися жильцами внутри заколачивали досками крест-накрест. В Женеве нарушивших карантин сжигали прямо в их домах. А во французском Марселе жгли корабли при малейшем подозрении на болезнь моряков - особенно, если они побывали в дальних странах.
Границы на замок!
Итальянские правители первыми ввели практику изоляции целых населенных пунктов. Города или села, где были замечены больные, оперативно объявляли чумными и под страхом смерти запрещали контакты другим намелением, вводя фактическую блокаду.
Пациентов, страдающих оспой или чумой убивали или выгоняли. Первыми изгоями в обществе стали больные проказой. Еще в XII веке при обнаружении у человека лепры — его облачали в закрытые одежды и в лучшем случае высылали в монастыри. Там эти люди жили и трудились отдельно от здоровых, контакты с ними были строго запрещены.
Каждый прокаженный был обязан иметь колокольчик или трещотку, чтобы оповещать окружающих, что к нему нельзя приближаться.
Опыт славян.
Эпидемия «черной смерти» в середине XIV века задела и русские земли, хотя размах болезни был несравненно ниже, чем в западной Европе. Свою роль сыграли география и политика. Считается, что вспышка Великой чумы произошла в степях низовья Дона и Волги, в Золотой орде, но этот регион от русских княжеств отделяло Дикое поле. Узнав о надвигающейся беде, русские минимизировали контакты с татпро-монголами. Политические и торговые связи были прерваны на пять лет.
Эпидемия, косившая Орду, с юга на Русь не проникла, а окольным путем пошла через Малую Азию в Византию, затем в Италию, оттуда в Испанию, Францию, Германию, Скандинавию и Прибалтику. Но спустя пару лет после начала зараза всё-таки просачилась в Псков и дальше, на среднерусскую равнину. Под ударом эпидемии пал Новгород и практически весь Смоленск. Но были на Руси земли, которые чума обошла — благодаря обширным расстояниям и политической раздробленности. В итоге русские земли стали для той эпидемии тупиком.
Было интересно? Если вам понравилось, подписывайтесь на данный канал, статьи будут публиковаться каждый день.