Итак, вы идете в музей. Охранник проверяет вашу сумку. Поднимаетесь по ступенькам, обращаете внимание на голые античные статуи. И тогда происходит это – на одной из картин вы видите суперуродливого средневекового ребенка.
Почему средневековые дети похожи на некрасивых мужчин с кризисом среднего возраста?
Может показаться, что средневековые художники просто плохо рисовали. Но, оказывается, что дети в средневековом искусстве некрасивы по определенной причине. Хотя в анатомии и перспективе XIV-XV веков произошли серьезные позитивные сдвиги. Уродливые дети были осознанным выбором.
Если бы вам кто-то сказал рисовать как Пабло Пикассо, а вы бы нарисовали как Норман Роквелл – то скорее всего ублажались.
Те же принципы работали и для художников которые трудились в церквях средневековой Италии (поэтому на большинстве картин изображен Иисус). На них повлияла концепция гомункулярного Христа (с латыни гомункул – "маленький человек").
Эти дети были похожи на Бенджамина Баттона потому, что философы верили, что сын Божий родился совершенным и неизменным. В итоге, взрослый Иисус был представлен в качестве лысеющего младенца Иисуса. Позже традиция изображения "взрослого" Иисуса стала традиционной для иконографии. Через некоторое время, художники стали считать, что детей можно рисовать только так. Но, с приходом Ренессанса все начинает меняться.
Вероятнее всего, ренессанс начал зарождаться во Флоренции (Италия). Но стоит отметить, что он начался в эпоху, когда культура распространялась по миру довольно медленно.
Поэтому красивые дети не появились на картинах мгновенно и повсюду. Тем не менее стиль изменился и это произошло по нескольким причинам. Такие города как Флоренция становились богаче, и священнослужители стали не единственными, кто мог позволить себе картины.
Обеспеченные люди заказывали портреты собственных детей, и они хотели чтобы их чадо выглядело милым и реалистичным, а не как гомункул А поскольку Ренессанс опирался на классику, то художники использовали черты греческого искусства – идеализированные формы постепенно вытеснили уродливую средневековую абстракцию.
После Возрождения хервувимы уже не казались неуместными и пугающими. Ренессанс сделал младенца Иисуса более симпатичным. И когда течение распространилось по Европе и прочно закрепилось в культуре.
Ведь мы хотим, чтобы наши дети выглядели милыми, а не такими, будто им уже пора проверить простату.
Посмотрите на лица этих средневековых детей – их может любить только мать.