Найти в Дзене
Азия Евразьевна

Корабль, который видел всё. Удивительная судьба крейсера «Орел» и его команды.

Наверное, каждый город на Земле, в какой ни ткни, может рассказать кучу занимательных историй. От общей, магистральной истории — той, что показывают в музеях, всегда ответвляется множество маленьких сюжетных линий про отдельных людей, дома, или даже пароходы. Мне нравится перебирать и разглядывать все эти нарративы, как камешки на пляже. Особенно, когда они связаны с местом, где я живу. В этом смысле, Владивосток — просто бездонный источник любопытных исторических сюжетов и фактов. Например, ровно сто лет назад, 11 апреля 1920 года произошел первый выпуск владивостокского военно-морского училища…В Сингапуре. Как так вообще? Чтобы это понять, надо рассказать целую историю, главным героем которой станет корабль под названием «Орёл». Это судно прожило долгую и необычную жизнь, где смешались в кучу императорские гардемарины и революционные матросы, офицеры и купцы, Белые и Красные, японцы и англичане, китайцы и вьетнамцы. Первая и Вторая мировые войны. Владивосток и Гонконг. В общем, стр

Наверное, каждый город на Земле, в какой ни ткни, может рассказать кучу занимательных историй. От общей, магистральной истории — той, что показывают в музеях, всегда ответвляется множество маленьких сюжетных линий про отдельных людей, дома, или даже пароходы.

Мне нравится перебирать и разглядывать все эти нарративы, как камешки на пляже. Особенно, когда они связаны с местом, где я живу. В этом смысле, Владивосток — просто бездонный источник любопытных исторических сюжетов и фактов.

Например, ровно сто лет назад, 11 апреля 1920 года произошел первый выпуск владивостокского военно-морского училища…В Сингапуре.

Как так вообще?

Чтобы это понять, надо рассказать целую историю, главным героем которой станет корабль под названием «Орёл». Это судно прожило долгую и необычную жизнь, где смешались в кучу императорские гардемарины и революционные матросы, офицеры и купцы, Белые и Красные, японцы и англичане, китайцы и вьетнамцы. Первая и Вторая мировые войны. Владивосток и Гонконг.

В общем, странная судьба этого корабля, на мой взгляд, хорошо отражает смутный период первой половины 20-го века, в котором черт ногу сломит. А сам корабль как-будто символизирует дух того Владивостока эпохи Порто-Франко, который однажды просто взял и растворился в тумане.

Вспомогательный крейсер «Орел» был построен в 1909 году в Германии как товаропассажирский пароход для добровольческого флота России, чтобы осуществлять дальние перевозки между Владивостоком и зарубежными портами.

Крейсер «Орел», фото с сайта photo-war.com
Крейсер «Орел», фото с сайта photo-war.com

С началом Первой мировой корабль был мобилизован и зачислен в Сибирскую флотилию в качестве вспомогательного крейсера. Его вооружили и подготовили к боевым действиям во Владивостоке.

В феврале 1915 года корабль и его команда приняли участие в подавлении восстания полка сипаев в Сингапуре. А по возвращении, в течении двух лет «Орёл» служил учебным судном для гардемаринов, прибывших из Петрограда на Дальний Восток для практических занятий.

Гардемарин на крыше вагона поезда Петроград-Владивосток, фото с сайта photo-war.com
Гардемарин на крыше вагона поезда Петроград-Владивосток, фото с сайта photo-war.com

12 ноября 1917 года «Орёл» под командованием капитана М.А. Китицына отправляется в очередной учебный заграничный рейс. В порту Нагасаки команду настигают новости, о том, что на родине произошла революция. Сведения обрывочные, ничего толком непонятно. Между матросами, кадетами и офицерами разрастается конфликт на почве идеологических разногласий.

Тем временем, «Орел» приходит на рейд Гонконга. Там окончательно проясняется, что произошло в России и среди матросов назревает бунт. Однако капитан Китицын это предвидел и заранее обратился за помощью к британцам.

25 января 1918 года рядом с «Орлом» встает на якорь City Of London, вспомогательный крейсер ВМС Великобритании. Вскоре прибыл и представитель МИДа России, который зачитал приказ о восстановлении старой власти. Матросы бросились к оружию, им навстречу вышли вооруженные гардемарины. Еще немного и на корабле случилась бы кровавая бойня, но в итоге удалось договориться. Всем революционно настроенным членам экипажа предложили перейти на английский корабль, и отправиться на нем во Владивосток.

«Орел» перешел под начало белогвардейского командования.

Гардемарины на борту вспомогательного крейсера «Орел», фото с сайта photo-war.com
Гардемарины на борту вспомогательного крейсера «Орел», фото с сайта photo-war.com

Какое-то время крейсер болтается в водах Южно-Китайского моря. Его вооружение было демонтировано и сдано на хранение в Сайгоне, Вьетнам. Оставшиеся на судне русские гардемарины и офицеры (всего около 100 человек) разместились в морских казармах в городе Кап-Сен-Жак недалеко от Сайгона, где они оставались до зимы, изучая теорию.

А корабль отправляется зарабатывать деньги и под флагом транспортных судов челночит по линии Сайгон-Хайфон уже с другим капитаном, Афанасьевым.

Гардемарины в Сайгоне, фото с сайта photo-war.com
Гардемарины в Сайгоне, фото с сайта photo-war.com

Капитан Китицин же, не испытывая желания заниматься коммерцией, предпочитает вернуться во Владивосток, тем более, что к тому моменту (конец октября 1918) власть в Сибири и на Дальнем Востоке снова перешла к белым силам.

Тогда же, по приказу контр-адмирала Беренса во Владивостоке создается собственное военно-морское училище и Китицина приглашают его возглавить. Через месяц, из Вьетнама начинают возвращаться гардемарины. А в декабре 1919 во Владивосток возвращается и крейсер «Орёл». Казалось бы, жизнь налаживается.

Но как бы не так. Всего через месяц, в январе 1920 Красная Армия разгромила правительство Колчака в Сибири и на Дальнем Востоке, и Владивосток оказался на пороге очередного переворота.

Тогда Беренс приказывает капитану Китицыну начать эвакуацию на кораблях «Орел» и «Якут».

31 января военно-морское училище, военно-морская учебная команда, семьи офицеров и прочие, желающие покинуть город, погрузились в корабли и отплыли в туман. Всего их было около 500 человек.

Большинство офицеров и их семей сошли на берег в японском порту Цуруга и остались там. А капитан Китицын с 40 офицерами и 217 гардемаринами принял решение идти в Севастополь (Крым на тот момент еще был белогвардейским), зарабатывая по пути перевозками.

Все это время курсанты продолжают учиться!

По пути зашли в Сингапур. И вот, наконец, к этому времени старшие курсанты сдали все экзамены и закончили курс военно-морского училища. Так что, первая выпускная церемония владивостокского военно-морского училища состоялась в Сингапуре 11 апреля 1920 года. Первая и последняя.

Новоиспеченные офицеры несуществующей страны. Фото с сайта photo-war.com
Новоиспеченные офицеры несуществующей страны. Фото с сайта photo-war.com

В конце-концов, многомесячный поход через два океана и несколько морей из Азии в Европу был завершен 12 августа 1920 года в порту Груж (Хорватия). Всего на двух судах («Орел» и «Якут») прибыло 23 офицера, 194 гардемарина и 37 матросов.

Дальше судьбы корабля и его команды расходятся. Капитан Китицын отправляет команду на два месяца в отпуск. Из отпуска все офицеры и гардемарины переходят на положение беженцев и разъезжаются по всему свету.

«Орёл» возвращается туда, откуда взялся – его передали обратно представителям Доброфлота. Те, спустя год продали его англичанам и корабль стал Сильвией. Еще через полтора десятка лет, Сильвия оказалась в Гонконге и была переименована в Хайтань. Во время Второй мировой корабль снова был мобилизован, только теперь уже британским флотом, и служил плавучей базой в Тихом океане.

Жизнь свою закончил в 1950 году в Гонконге, где его разрезали на металл.

Капитан Китицын, в итоге, эмигрировал в США, долгое время жил в Нью-Йорке, работал инженером, во время великой депрессии работал в Колумбии, под конец жизни жил во Флориде, там и скончался в 1960 году в возрасте 74 лет.

Капитан 1 ранга, М.А. Китицын. Фото: Википедия.
Капитан 1 ранга, М.А. Китицын. Фото: Википедия.

Источник всех фотографий в этой статье кроме портрета капитана —фотоальбом одного из тех самых корабельных гардемаринов-выпускников. Судя по всему, впоследствии он стал наемником, принимал участие в гражданской войне в Испании и проходил службу во французском Иностранном легионе.

Понравилась статья? Ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить еще что-нибудь интересное.

Спасибо!