Найти тему

Гонения на язычество при царе Алексее Михайловиче Романове.

На фото Фетиш язычества - Синий Камень.
На фото Фетиш язычества - Синий Камень.
  • Проповеди-поучения против язычества неизменно повторяются по XVII век включительно.  «Не облевался ли водою в великий четверток или на светлой неделе не куповал ли кого. Такожде и в навечерие Иоанна Предтечи и в день Петра и Павла не купался ли». Недовольство вызывало и то обстоятельство, что церковь лишалась части доходов, которые приносились в жертву языческому идолу.         
  • Великую неприязнь пастырей возбуждают волхвы-гусляры, музыканты и скоморохи – организаторы и предводители ритуальных игрищ: «И поиде человек с сопелми и по нем много народу. Овии поюще и плещуще и се окании беси видевши и возрадовашася радостию великою и начаша ити льстити ти овии на игры и на плясание иные на песни». Особенно осуждаются всякие ударные инструменты и свирели, создающие адскую музыку и соблазняют на «песни и плясание».
  • «Иные же лица свои некиими страшилами закрывают, страшаше и утешаше людей, а иные соплевают себе венц от разноцветных трав и возлагают на главы своя и опоясываются ими. Иные же огнь кладут, и вземшеся за руце около огня ходят и через огонь скачут и песни поют часто повторяют скверного купала». Дошло до указов царя Алексея Михайловича воеводам на местах с требованием уничтожать музыкальные инструменты скоморохов: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие бесовские сосуды, тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».
  • Богдан Леонтьев Фомин, поверенный по судебным делам Федоровского монастыря, имел довольно большую библиотеку книг и рукописей не только церковных, но и гражданских, исторического и юридического содержания, «верил и в сон, и встречу и в полаз и во птичий грай». У него нашли «воровские письма» и заговорные коренья, за которые его первоначально посадили в тюрьму. Дела о волшебстве рассматривались как тягчайшие уголовные преступления. Чародеям приписывались тайные могучие силы, посредством которых они могли делать то, что обычным людям не под силу. Чародейство, по представлению людей того времени, было реальной силой, вредной или полезной, смотря по тому, как оно применялось. Отсюда являлась необходимость бороться с волшебством, как с опасным оружием. При царе Алексее за волшебство и чародейство мужчин жгли живьем, а женщинам отсекали голову. Фомина по ручательству переславцев, что он уедет в ссылку с женой и детьми и оттуда не сбежит, отправили в город Козлов в 1651 году.
  • Другой документ еще более авторитетный - указ самого царя Алексея Михайловича 1655 г., посланный в Горицкий монастырь архимандриту Гермогену, свидетельствует, что в Переславле-Залесском «бывают прелестники со многим чародейством и волхованием и многих людей тем своим чародейством прельщают, а иные люди тех чародеев и волхвов и баб богомерзких в дом к себе принимают и к малым детям, и те волхвы над больными и младенцами чинят всякое бесовское волхвование, сходятся многие люди мужского и женского полу по зарям и в ночи чародействуют с солнечного восхода первого дня луны и смотрят и в громовое громление на реках и в озерах купаются, ожидают себе от того здоровие и с серебра умываются, на святках клики бесовские кличут коледу и таусень».
  • Царь многого не знал, что еще в этом же роде выполняло население. Это, прежде всего, Семиковые обряды с культом березки, купальские игрища, приуроченные к воскресенью Петровского заговенья, масляница, Красная Горка. В то же время существовали священные рощи, святые ели и дубы, священные ручьи и связанный с ними культ Прасковьи-Пятницы, бывшей языческой Берегини.
  • Ослушников воли царя продолжавших придерживаться языческой старины, указ повелевал бить батогами, «а которые люди от того не отстанут, а будут замечены в этом третий и четвертый раз, тех ссылать в украинские города».
  • 3апрещались все радости и утехи жизни: песня, музыка, танцы. Царский указ повелевал Горицкому архимандриту уничтожить все музыкальные инструменты в Переславле. Обществу, лишенному просвещения и знания, оставался один выход, искать утешения в «ястии и питии». Пир того времени обязательно сытый до отказа и пьяный до бесчувствия. Церковные праздники были днями наибольшего пьянства и связанных с ним преступлений. В то время по деревням были еще в полном ходу братчины (складочные праздничные пиры) устраивавшиеся целым селением. Прихожане по раскладке приносили припасы, готовили из них кушанья и варили пиво, затем сытно и пьяно праздновали. В Переславле-Залесском этот обычай выродился. 
На фото царь Алексей Михайлович
На фото царь Алексей Михайлович

Время царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) наиболее агрессивное по отношению верованием людей. На ряду с уничтожением народных традиций взятых из язычества была проведена церковная реформа патриарха Никона, которая привела к расколу общества, ликвидации части традиций и гонение людей.

Ссылка на сайт: https://alexandercherymin.wixsite.com/mysite