Соседей не выбирают, и дружить с ними не обязательно
— Конфликт с соседями – сюжет настолько жизненный, что не раз был подхвачен литературой, — вспомним Гоголя «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иваном Никифоровичем», или «Воронью слободку» Ильфа и Петрова. Сосед, близкий сосед – фигура нередко показательная и обнаруживает, как мы умеем выстраивать наши отношения с ближними. Ведь такое умение – признак нашей взрослости, личностной зрелости: способности видеть, кроме своих, чужие интересы, бить гибким, уважать чужую позицию, сочувствовать другому человеку. А также способности грамотно разрешать конфликты.
Даже соседи, мешающие нам жить, — это возможность получить новый опыт, новые умения — ладить с не самыми приятными для нас людьми.
Иногда современному человеку приходится слышать укоры: мол, раньше все соседи друг друга знали и жили, как родные, а сейчас люди стали чужими, не здороваются, не интересуются «как там жизнь», не знают даже, как зовут тех, кто живет в соседней квартире. Вроде как следует испытывать чувство вины и немедленно исправлять положение. Но это вовсе не обязательно. Соседей, как и коллег по работе, мы себе не выбираем, и поэтому не обязаны с ними дружить, даже приятельствовать.
С соседями следует быть вежливыми и доброжелательными, а то, какие именно отношения с соседями поддерживать, – зависит от конкретного человека. Кто-то очень общителен и хочет перезнакомиться со всем домом, а у кого-то и друзей раз-два и обчелся, и общение с соседями ему совершенно не нужно. И то, и другое – нормально, если человек себя не переламывает и не притворятся. Важно, чтобы не было чего-то искусственного, напускного. Можно дружить с соседями, а можно ограничиваться вежливым «здравствуйте» при встрече в лифте и не испытывать при этом чувства вины за нежелание более близкого общения.
Как правильно предъявлять претензии
Но бывает, что коротким «здравствуйте» не обойтись: соседи мешают жить. Слишком громко смотрят телевизор по вечерам, включают оглушительную музыку, позволяют детям орать и носиться по квартире так, что у вас штукатурка сыпется.
В таких ситуациях лучше не копить злобу и раздражение, а пойти и попробовать договориться. А для этого следует постараться правильно настроиться.
Не воспринимайте соседа, как бездушный мешающий фактор. Если вы стучитесь в соседскую дверь со злобной мыслью, что у вас все было бы прекрасно, если бы не эти ужасные люди, то диалог, скорее всего, не состоится. Пусть вы даже не выскажете ничего подобного, но такое отношение чувствуется без всяких слов, и оно сразу обидит и оттолкнет людей, с которыми вы пришли договариваться.
— Не следует стараться внушить человеку чувство вины. Не надо с порога обвинять: у вас тут музыка громко играет, а у меня больной ребенок второй час заснуть не может. Такая позиция автоматически заставляет обвиняемого защищаться.
— Говорите о себе, а не о соседях. Придя к соседям, нужно говорить не о них – какие, мол, они нехорошие люди, что слушают телевизор так громко в час ночи – а о себе, о своих ощущениях и чувствах, о том уроне, который шум вам приносит. Не надо заявлять «вы с ума сошли так громко включать телевизор по ночам!» Следует сказать: знаете, мне очень тяжело уснуть из-за громких голосов, а завтра рано вставать на работу, я не высплюсь – сделайте, пожалуйста, потише.
— Говорите конкретно. Объясните, что именно в поведении соседей вам наносит урон и что было бы нужно сделать, чтобы этого урона не было (не включать громко музыку после 10-ти вечера, не шуметь над вашей детской комнатой и т.д.)
— Завершать свою претензию-просьбу нужно, высказав надежду, что все друг друга поймут и все кончится хорошо.
После этого можно выслушивать, что вам скажут в ответ. Важно уметь настаивать на своих претензиях, даже если к тебе поначалу не желают прислушиваться. Нужно подобрать убедительные слова, а для этого следует воспользоваться своими сильными сторонами. Кто-то умеет жестко разговаривать, а кому-то проще мягко убеждать – можно пользоваться и теми и другими ресурсами. Соседи могут перейти на повышенный тон – не следует тушеваться, можно ответить тем же.
Как правильно принимать претензии
Бывает, что не вы, а к вам приходят с претензией – оказывается, это у вас слишком громко вопит телевизор, шумят дети и топают коты. Что делать в таком случае?
Для начала, если это происходит первый раз, можно дать соседям эмоционально высказаться и уточнить суть их претензий. Можно сказать, что у вас нет никакого желания портить им жизнь, и вы готовы, по мере возможности, устранить мешающий им фактор. Конечно, если соседское замечание справедливо, можно просто извиниться и исправить ситуацию. Даже если они не соблюдают три вышеописанных правила, не надо лезть на рожон и разжигать конфликт.
Другое дело, если соседские претензии совершенно необоснованны.