Найти в Дзене
Паралипоменон

Битва под Коломной. Как погиб сын Чингисхана

Оглавление
1238 год был страшен ...
1238 год был страшен ...

Царевич Кюлькан был младшим сыном Потрясателя Вселенной. Родился он в канун среднеазиатского похода от меркитской княжны Кулан-Хатун.

Являясь последней представительницей истребленного народа, она усиленно вымаливала царевичу удел, такой же какой был у других чингисхановых сыновей.

Музыка в дорогу

Неизвестно чем бы дело кончилось, но Кулан-Хатун скоропостижно не скончалась, оставив младенца на попечении Золотого Рода.

Кюлькан был ровесником внуков Чингисхана и рос вместе с ними. Учитывая происхождение он сразу получил несколько тысяч воинов и права, соответствующие правам сыновей Чингисхана и Борте.

Единственное в чем принца обделили – земельный удел. Джучи, Чагатай, Угедей и Толуй получили Улусы с правом передачи наследования и строгим запретом на изменение границ.

Ничего подобного у Кюлькана (Хулгэна, монгольская транскрипция лучше передает звучание имени) не было. Он, как и в будущем Хулагу, мог рассчитывать только на вновь завоеванные земли.

Улусы не дают. Улусы берут
Улусы не дают. Улусы берут

Это заставляло проявлять активность большую, чем у других представителей Алтын Уругэ, у каждого из которых уже имелись свои земли.

Мотивация привела Хулгэна под Коломну, где концентрировались противостоящие монголам войска Владимиро-Суздальского Княжества и остатки разбитых рязанских подразделений.

Озлобленные сожжением родного города и гибелью близких, они бились с особым ожесточением.

Почему оно в итоге оказалось безуспешным читайте ЗДЕСЬ

Ход сражения

Летописи скупо отражают подробности битвы. Некоторые детали приводит новгородская хроника:

Князь же Юрьи Володимирьскыи тогда посла Еремѣя въ сторожихъ воеводою, и сняся с Романомь; и оступиша ихъ Татарове у Коломны, и бишася крѣпко, и прогониша ихъ к надолобомъ, и ту убиша князя Романа и Еремѣя, и много паде ту съ княземь и съ Еремѣемь.

Судя по всему, русское войско не стало дожидаться врага за крепостными стенами, выйдя навстречу монгольскому авангарду под командованием Кюлькана. Несмотря на сравнительно узкий участок, монголы сумели произвести окружение и отсечь дружины от города.

Излюбленный фланговый маневр удался отчасти. Русские продолжали драться в окружении, несмотря на ливень стрел и конные наскоки. В их пользу говорила численность. По современным оценкам с русской стороны действовало около 10-15 тыс. воинов.

Этого хватило, чтобы прорвать кольцо и отойти к крепостным укреплениям, где сражение продолжилось с новой силой.

Есть версия, что под фланговый удар русских попали сами монголы, угодившие в ловушку. Кюлькан успел обложить Коломну, а русские неожиданно ударили по осаждающим.

Как бы то ни было к моменту выхода по Оке основных монгольских сил, у стен кипела яростная битва, а авангард под командованием царевича уже понес громадные потери.

Появление свежих сил (подошли тумены Бату и Субудая) окончательно склонило чашу весов на сторону монголов. Часть русских сил во главе с молодым князем Всеволодом сумела прорваться в лес и уйти во Владимир. Других, в том числе воеводу Еремея Глебовича и рязанского князя Романа Ингваревича изрубили на месте.

Гибель царевича и отмщение

После этого началась вторая фаза сражения, непосредственный штурм Коломны. Он продлился три дня. Ворвавшись в город, монголы убили всех.

Апофеоз обороны
Апофеоз обороны

Причиной жестокости стала гибель монгольского принца. Такие случаи были редки, представителей Золотого Рода берегли как зеницу ока.

За весь 13 век, который монгольская аристократия провела в непрерывных войнах, погибло не больше 2-3 чингизидов. Первым был Мутуген сын Чагатая и отец наследных правителей его Улуса. Ему не повезло получить стрелу, выпущенную неизвестным лучником во время осады Бамиана.

Про Кюлькана написано, что он получил рану и скончался. Информацию приводит Рашид-ад-Дин и, судя по всему, смерть была скоропостижной.

Остается только догадываться был ли царевич зарублен мечом (топором?) или его проткнули копьем.

Часть историков предполагает атаку тяжелой русской конницы, прорвавшейся в тыл передового тумена.

Такая трактовка весьма вероятна. Командиры монголов всегда находились позади войск, отдавая приказы. Добраться до них было проблематично.

Прорыв оказался молниеносным и царевича не смогли увести из под удара. Незадачливым телохранителям это грозило неминуемой смертью, но об их судьбе хроники умалчивают.

Версия

Руководствуясь принципом:

cui prodest

Можно предположить, что Бату и другие принцы, шедшие позади авангарда, не торопились на помощь дядюшке.

Хоть он и был представителем второго поколения чингизидов, но годами уступал многим внукам Темуджина.

Случись что с Угедеем и Чагатаем (на момент Западного похода, оба еще здравствовали) именно Хулгэн, становился старшим в Роде со всеми вытекающими…

А что дальше?
А что дальше?

Кровь монгольского принца еще дымилась на снегу, а его тумен уже присоединили к войскам Бату. Царевичи шумно отпраздновали очередную победу и отправились себе. Впереди Владимир, Суздаль, Новгород, вся земля!

Про Хулгэна больше не вспоминали… Вспомним мы! В конце-концов наши предки одни из немногих, кому удалось отправить чингизида Такого уровня к батюшке.

Продолжение следует