Найти тему
Философия отдыха

Евгений Ткачук: «Мне безумно нравится заниматься режиссурой»

Востребованный талантливый и харизматичный актер театра и кино Евгений Ткачук признается, что в работе ценит сотворчество, любит импровизировать и счастлив заниматься режиссурой в своем конно-драматическом театре «ВелесО». Подробности – в эксклюзивном интервью для «Философии отдыха».

Евгений Ткачук собственной персоной
Евгений Ткачук собственной персоной

Евгений, если бы ваш отец не был бы актером, как думаете, вы бы актером стали?

Думаю, что нет. Я очень любил своего отца и выбрал свой путь, потому что он занимался этим. Я пытался пойти по его стопам во всем.

На сцене вы играли с детства и, еще учась в школе, организовали детский музыкальный театр. Что ставили?

Нет, детский музыкальный театр «Кошкин дом» на базе Колледжа искусств – это театр, в котором мы работали с отцом, где он был главным режиссером. А в том школьном театре я сделал одну постановку «Дворцовые перевороты» – по пьесе, которую собственноручно написал. Это был один спектакль, не более. И продлилось это всего год, в 11 классе: когда все готовились к экзаменам, я выпускал спектакль.

В фильме «Снежная королева» старая разбойница говорила: «Детей надо баловать, только тогда из них вырастут настоящие разбойники». Вас баловали? Как вообще вас воспитывали?

Надо отметить, что воспитывали меня в любви, и это большое счастье – жить в полноценной семье, где отец любит мать, а мама любит папу. И жил я в любви, а так особо не баловали, не было таких возможностей: мы жили достаточно скромно, да и нечем было баловать в Ашхабаде, а когда перебрались в Сызрань, мы переживали очень сложный период и сильно экономили, не до того было.

Евгений, если расставлять приоритеты, что сейчас самое важное в вашей профессиональной деятельности – кино, театр или ваш конный театр?

Конечно же, конный театр «ВелесО» является главным делом моей жизни и вообще делом моей семьи, потому что это наша совместная с супругой затея, которую мы взвалили себе на плечи. Спектакли, которые идут в нашем театре, мероприятия, на которые мы приглашаем взрослых и детей, встречи, которые мы организуем, дают надежду, что не все еще потеряно в этом мире. И конечно же, кони дарят заряд эмоций и энергии. С ними всегда позитивно и бесконечно интересно проводить время не только артистам, но и зрителям.

Евгений Ткачук
Евгений Ткачук

Кого больше в вас реальном – Григория Мелехова, Мишки Япончика, Лжедмитрия или кого-то еще?

Не знаю, не знаю... Для меня это другие персонажи, отдельные от меня люди... И Гришка, и Мишка – это люди, которые меня поразили. Начав их изучать, я просто влюбился в них, и все. А сказать, что я почти как они, не могу. Да и ни о ком из своих персонажей я такого сказать не могу, что, мол, вот это я. Мне кажется, в том и есть цимес нашей профессии, что мы должны сотворять образ, а не транслировать свой. Для меня так.

Как вы пережили обрушившуюся на вас после роли Мишки Япончика славу? Внимание поклонников было вам приятно, или вы бегали от них?

Скорее второе. Я решил не идти на поводу у популярности. Понимал, что после такого фильма будет ажиотаж, и намеренно от этого ушел, чтобы не сбиться с пути, что ли. Для меня всегда была важнее не слава, а те мысли, которые можно доносить до людей, чтобы сделать этот мир немножечко лучше. Как бы по-детски это ни звучало, но я до сих пор верю, что это возможно. Поэтому, наверное, после выхода сериала про Япончика я сменил телефон, агента и много чего поменял в своей жизни.

В фильме «Бесы» Романа Шаляпина вы играли Верховенского, в одноименном сериале Владимира Хотиненко вам досталась роль Ивана Шатова, а в Театре Наций играете Парфёна Рогожина в спектакле «Идиот». Чем близок вам Достоевский? Тяжело ли психологически играть таких неоднозначных героев?

Конечно, роман «Бесы» – это сложнейший, тяжелейший материал, но, к сожалению, он чрезмерно актуален, и нельзя было никак отказаться от участия в проекте, потому что это про нас сегодняшних. Вообще, Достоевский – грандиозный автор, в его произведениях актеру в любом возрасте, на любом этапе творчества можно найти что-то новое. Он глубочайший, великий мыслитель.

При этом в театре я бы не очень хотел играть спектакль по «Бесам», а вот в «Идиоте» с удовольствием играл. Мне нравилась идея режиссера Максима Диденко сделать эту историю в духе клоунады, и вообще для меня «Идиот» – это отдельное произведение, какая-то яркая гоголевщина, я очень люблю его. К сожалению, спектакль закрыли, в апреле он будет идти в последний раз.

В этом году с вашим участием выходит фильм «Бомба» о создании первой атомной бомбы в СССР и сериал «Обитель» о Соловецком лагере. Вы умеете вживаться в роль, буквально срастаясь со своим героем. В чьей «коже» чувствовали себя как дома, а какая давила и терла? Или все герои вам одинаково дороги?

Конечно, это совсем разные роли. Не могу сказать, что первый или второй материал мне был более близок, но самое интересное в этих проектах то, что это наша история. Погружаться в историю своей страны, своего народа, понимать, через что он проходил, всегда интересно и важно.

Кого тяжелее играть – своего ровесника, человека значительно старше или моложе себя, и почему?

Конечно, сложнее играть человека значительно моложе себя, просто потому, что не похоже... Если играть того, кто старше, можно еще с гримом как-то справиться, а для роли помоложе грим не наложишь, тут надо прибегать к каким-то хитростям.

Часто ли вы импровизируете? При каких обстоятельствах приходится это делать?

Да, часто, и вообще могу сказать, что система работы в конно-драматическом театре «ВелесО» предполагает импровизацию. Этим и интересны наши спектакли. Так как кони каждый раз все делают по-своему, и достаточно сложно заставить их выучить мизансцену и прийти точно на какую-то точку, то все спектакли отличаются друг от друга. От того, как отработали лошади, порой меняется текст, порой меняются мизансцены, а иногда и смысл сцен переворачивается. Мне как раз это очень нравится, в этом и есть живое искусство.

На какие жертвы вы готовы пойти ради интересной роли?

Ой, не знаю... Я никогда не боролся за роли. Кроме Япончика, наверное... Очень я хотел Япончика сыграть, но и здесь ничего специально не делал для этого, никому не говорил: «А попробуйте меня». Ждал, что они поймут сами. И действительно Константин Эрнст удивительно как-то увидел, почувствовал... Именно с его подачи мне предложили пройти пробы на Япончика, за что я ему отдельно благодарен.

Театр Наций, в котором служите, вы назвали «театром души, театром без двойного дна». В чем это выражается?

Не помню, в каком контексте я это говорил, но вообще Театр Наций в какой-то момент очень поддержал весь наш курс, на его сцене несколько лет мы играли выпускные спектакли. Любимые спектакли, с которыми мы боялись расставаться, Театр Наций с радостью принял, ту же «Шведскую спичку» мы играем до сих пор. Конечно, мы очень дружны, и очень тепло работается в этом замечательном театре.

Что касается двойного дна, наверное, речь о том, что в Театре Наций всё налицо. Здесь нет постоянной труппы, нет долговременных контрактов, здесь чуть другая, более упрощенная система, и это хорошо, это правильно. В репертуарных театрах существует такая проблема: даже если у артиста нет значимых ролей, он не может никуда идти работать параллельно, потому что должен быть при театре – получается замкнутый круг. В Театре Наций такого нет. Можешь в этот день репетировать – репетируешь, не можешь – не репетируешь, но знаешь, что в такой-то день у тебя выпуск спектакля. Там как-то очень грамотно построена система взаимоотношений режиссера, актера и руководителя театра.

А если предположить, что театр Наций вдруг закрылся, что будете делать? Сосредоточитесь на кино?

Надо сказать, что в Театре Наций у меня остался только один спектакль. Если его закроют, я особенно ничего не потеряю, только буду чуть переживать, что совсем не играю здесь. Но надо отметить, что театр «ВелесО» и форма, которой я занимаюсь сейчас, мне намного интереснее и ближе. Именно за этой формой я шел, и она мне дорога, в ней я экспериментирую и раскрываюсь. А Театр Наций, конечно, никак не может закрыться. Это ведущий театр Москвы. Ну вы чего, как он закроется?

Вы собирались еще заниматься режиссурой. Что поставите в первую очередь и будете ли играть сами в своих постановках?

Да, в театре «ВелесО» я уже поставил два спектакля – «Осторожно, Гулливер» и «Священный полет цветов». Второй спектакль по Александру Введенскому, он выдвинут в этом году на премию «Прорыв», мы этим очень гордимся. Для нас то, что спектакль выдвинули на эту премию, уже прорыв. Раньше нас не замечали, и это, наверное, первое событие в рамках театра. Значит, мы делаем что-то достаточно интересное и для искушенного зрителя.

Конечно, я собираюсь заниматься режиссурой и дальше, мне безумно нравится это дело. Следующий материал, над которым мы работаем, – «Степан Разин» Василия Каменского, бесконечно глубинное, русское, народное произведение. Я счастлив, что нашел этот материал. Дай бог, все получится.

Какой режиссер для вас – авторитет и пример? С кем особенно нравится работать?

Вы знаете, мне так повезло, что есть много режиссеров, с которыми мне нравится работать. При этом все они очень отличаются друг от друга, у каждого своя система работы. Мне повезло, я работал с Эймунтасом Някрошюсом, с Александром Сокуровым, с Сергеем Гинзбургом, с Андреем Смирновым... Для меня важно сотворчество, и режиссеры, с которыми я работал, в основном готовы к сотворчеству, так что мы находим в этом контакт.

Как вы отдыхаете? Без какого компонента отдых для вас не отдых?

Наверное, отдых для меня – это море. Или баня. Обязательно должна быть вода в том или ином виде: либо пар, либо бассейн, либо океанская гладь с соленой водой. Без воды, думаю, отдыха не получится.