У нас очень дружный класс. Все дети друг друга любят. Никто никого не обижают. Мы – крепкая семья. У нас замечательные, доверительные отношения с нашим учителем.
Хотелось бы так написать, но это – моя мечта. И практически утопия. Наверняка, так бывает, но только в 1 случае из ста. А в остальных – всегда будут любимчики учителей и класса, всегда будут изгои – где-то явные, где-то , где атмосфера получше – неявные.
И в каждом классе будут родители, которые готовы так льстить учителю, в буквальном смысле склонять перед ним голову, что все пространство вокруг таких сразу затягивает сладко – приторной патокой, которую немедленно хочется с себя очистить.
У нас такие тоже есть. И если в классе старшей дочери таких было всего двое, преобладало здравомыслящее большинство, и поэтому атмосфера и класса, и общения с преподавателями и руководством школы всегда была здоровая, конструктивная и очень плодотворная. Мы открыто говорили о том, что нам не нравится, находили пути решения любых проблем, и дружно прожили до 11 класса.
То в классе среднего сына все немного по – другому. У нас есть хорошо сплоченная ячейка коленопреклоненных мамочек, которые открыто лебезят перед учителем. Их даже видно сразу – при приближении учителя, они как-то ссутуливаются, как-то склоняют головы, и подаются корпусом вперед. Они же обычно требуют от других родителей «не беспокоить учителя – он и так нервничает», «не задавать учителю глупых вопросов», «не выносить сор из избы». Не знаю, почему люди так боятся выяснения любых, даже не острых, а вполне рабочих вопросов. Предполагаю, что это какой-то глубинный страх перед любым, наделенным мало – мальской властью человеком.
В итоге, что мы имеем? Преподаватель сначала была вполне склонна что-то обсуждать, была мила и вежлива, но с каждым месяцем, понимая, что ее боятся, она становится все более авторитарной и жесткой. И позволяет себе все больше и больше непозволительного. В классе появились явные любимчики – дети «правящей элиты». Демократия в классе подавлена лебезящей «шестеркой» (по количеству, но, в принципе, и по сути тоже). А вменяемое большинство тихонько обсуждает, что все это ненормально, но не хочет выяснять отношения с приближенными и преподавателем. На пользу ли атмосфере класса такое преклонение? Однозначно нет.
И у меня почему-то возникают странные аналогии с тем, что происходит в обществе в целом.