5
Обязанность благожелательного ответного действия — вóт то, чтó называют неуместным словом благодарение, благодарность и тому подобные. Ибо какие благие дары может преподносить Богу тот, кто представляет собой сплошную пустоту, нужду, боязливость, глупость, лживость и ненадёжность, и кто обязанность ответного благожелательного действия по отношению к Богу может выразить лишь покорностью Его Воле, а не фальшивой благодарственной болтовнёй.
*
Нужно понимать, что слово благодарю когда-то было сопровождением действия. Когда же действие совершить оказывалось невозможным, а необходимость ответить на благодеяние оставалась, приходилось говорить только слово, в то время как без действия, без предмета, то есть без самогó ощущаемого дара это слово не только бессмысленно, но иногда и оскорбительно.
*
Бог есть Источник блага, Корень всего необходимого для жизни человека, и потому не нуждающийся ни в чём из того, чтó Он источает и производит. Единственное, в чём нуждается Бог, так это только в том, чтобы человек принимал даруемое Богом, и принимал не только то, чтó нужно для временной жизни его тела и духа, но и то, чтó нужно для вечной жизни его души — Божественное руководство в пользовании всеми материальными и духовными благами. Ибо если человек отвергает Божественное руководство, то он неизбежно портит и уничтожает всё даруемое ему, в том числе и самоё себя. Этому в немалой степени способствует данная человеку, так называемая, "свобода", то есть возможность пользоваться средствами и благами "по своему усмотрению". Баловство и упорство в этом "пользовании" полностью искалечивает человека и, в конце концов, заводит его в тупик. Спасение заключается не в том, чтобы лукаво благодарить Бога за блáга и средства, прикрывая фальшивой признательностью явное или тайное своеволие, а в том, чтобы перестать своевольничать в обращении с благами и средствами и начать пользоваться ими только под руководством Бога, — это всё, чéм можно равноценно отвечать Богу на Его заботу.
*
Увлекаясь радостями свободы и сладостями своеволия в обращении с материально-духовными благами и средствами, человек отбрасывает их главную часть — руководство, а значит, по сути, не принимает их, что и доказывает вся история человечества — всё принимаемое и потребляемое без Божественного руководства, в конце концов разрушает человека или разрушается им.
*
Чéм воздам Господу за все благодеяния Его ко мне ? — спрашивает испорченный ложной свободой, настрадавшийся от своеволия, заблудившийся в мире вещей, запутавшийся в себе, но прозревший и почувствовавший сладость веры человек. Он понимает, что всё, чтó он имеет, дано ему Тем, Кого он хотел бы чéм-то взаимно одарить за заботу, выразив возникающее ответно-тёплое чувство, но не находит ничего(!), и потому, напрягая все силы, молит об ответе и, в конце концов, получает его: мысленно он ставит себя на место своего благодетеля и понимает, что любой истинный благодетель всегда нуждается только в том, чтобы плоды его трудов принимались, ценились и бережно охранялись теми, кому они предназначены и дарованы, иначе его жизнь бессмысленна.
*
Если я понимаю, что Ты заботишься обо мне, то я тут же неизбежно понимаю, что со своей стороны я должен заботиться о Тебе. Но кáк мне заботиться о Тебе? Да так же, как Ты заботишься обо мне: Ты заботишься обо мне так, чтобы моя жизнь не лишалась высшего смысла, — значит и я должен заботиться о Тебе так, чтобы не лишать смысла Твою жизнь, и эту заботу о Тебе я могу выражать только одним действием — послушанием Твоей Воле, покорностью Твоему Руководительству, подчинением Твоему Совету, вниманием к Твоим предостережениям.
*
Поэтому, когда я спрашиваю: чéм воздам Господу за все благодеяния Его ко мне ?, — то ответ может быть только один: чашу спасения прииму и Имя Господне призову. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его.
*
Принять чашу спасения — значит стать на путь послушания Твоей Воле, ибо только в Твой Воле заключено спасение, а значит на каждом шагу, пользуясь любыми благами и средствами, я должен подчиняться Твоему руководству в обращении с ними. А чтобы удерживать себя на этом пути непрерывно, я должен дать обещание не сворачивать с него; а чтобы это обещание не осталось пустым звуком, оно должно быть услышано всеми Божественными Послушниками, Ангелами, Ду́хами и Богами — всем Народом Божиим.
*
Когда получив какое-либо благо от Бога, ты говоришь благодарю Тебя, Господи, то изо всех сил старайся на каждом шагу делать это слово делом, а значит постоянно дари Богу в ответ то единственное благо, которого у Него нет и никогда не будет, если ты его Ему не подаришь — твоё послушание Его Воле.
*
Если, получая от Бога всякие жизненно-необходимые подспорья, ты чувствуешь обязанность ответить на Его заботу о тебе чем-то равноценным, то не ограничивайся этими словами благодарю Тебя, Господи, ибо к этим словам нужно непременно прилагать соответствующее действие, а значит исполнять Волю Господа, иначе эти слова будут расцениваться Им как лукавая увёртливая заместительная болтовня. Ведь единственное, чéм человек может отвечать Богу на Его заботу, так это только тем, чтобы подчинять Ему свою жизнь. Всё остальное — легче пустоты.
*
Кáк можно выразить благодарность Богу, Которым мы дышим ? — Осознанно вдыхать и осознанно выдыхать Его Волю.