Найти тему
Виталий Овчаров

Структура повседневности-4: первые земледельцы России

Поскольку мой канал посвящён Русской Земле - постольку история земледелия интересует меня не сама по себе, а в связи с отечественной историей. Земледелие - стержневой корень славянской культуры. Как бы мы ни старались преувеличить его значение - всё равно не получится. Это наше всё.

Кратко опишем древнейший хозяйственно-культурный тип производящей экономики. Основу её составляет оседлое население, живущее в долговременных поселениях (иногда тысячи лет). Основу рациона составляют культурные бобовые и злаки плюс мясо домашних животных. Рыболовство, охота, собирательство отходят на второй план. Из бобовых первое место принадлежит чечевице; за ней следуют горох и нут. Важное значение приобретает вика, как первая кормовая культура. Из зерновых основу составляют триада пшениц однозернянки и двузернянки и двурядного ячменя. Из технических культур выращивали лён. Люди стараются окружить свои поселения садами из фисташковых и миндальных деревьев, тёрна, кизила, сливы.

В скотоводстве образуется триада овцы-свиньи-козы. Все они содержатся ради мяса; молочного скотоводства ещё нет. Есть основание считать, что часть из этих животных находится на полувольном выпасе: с наступением весны стада уходят пастись; к зиме возвращаются к людям и содержатся в стойлах.

Тип земледелия - мотыжно-огородный. Как мы видим, главное сельскохозяйственное орудие - мотыга. Рабочую часть делают из камня, рога или кости, иногда с утяжелителем. Поля относительно небольшие, не больше гектара; их приходится огораживать от потравы забором. Каких-либо удобрений люди ещё не знают. Землю удобряет сама природа своими ежегодными разливами рек. По этой причине фонд сельскохозяйственных земель ограничен и приурочен к плодородным речным равнинам. Степная целина для земледельца всё ещё недоступна.

Перед обмолотом колосья подсушивали над огнём. До появления голозёрных сортов такая предварительная обработка была совершенно необходима из-за относительно плотной рубашки (пелевы) . Конечно, зерно, предназначенное на семя, над огнём не сушили. После этого из цельного зерна можно было делать каши или запеканки. Если истолочь зёрна в ступе, можно получить крупчатку; если истрететь на зернотёрке - муку пополам с каменным абразивом.

По характеру износа костей видно, что работа в поле с мотыгой была уделом женщин. Это - безусловное наследство собирательства. Мужчина занимался домашним ремеслом, домостроительством, ухаживал за скотом.

Способы обработки продуктов также усложняются; особенно, с появлением керамики и печей. Повсеместно распространяется ферментация: сквашивание и сбраживание продуктов. На поселении Чатал-Хююк научились готовить супы и бульоны, бросая в горшки раскалённые шарики из глины. Но главное достижение анатолийцев - дрожжевой хлеб. Его можно приготовить только в хлебной печи или в тандыре - и никак не на открытом огне.

Хлеб - всему голова. По крайней мере, голова земледельческой цивилизации. С его появлением рацион земледельца решительно склонился на сторону злаковых. Человек стал получать основную жизненную энергию из растительной пищи, что привело к демографическому взрыву и складыванию аграрных экосистем.

Чатал-Хююк - эталонный памятник раннего неолита.

Люди-леопарды Чатал-Хююка
Люди-леопарды Чатал-Хююка
-2

После того, как "паззлы" производящей экономики сложились воедино - земледелие начало своё победное и стремительное шествие по Земле. Нас, прежде всего, интересует Западное направление. Ещё один важный объект исследования - трансформация земледельческого уклада в процессе миграции.

Взглянем на карту. К северу от неолитических культур Плодородного полумесяца - Чёрное море и Кавказские горы. И то, и другое для земледельцев в то время было труднопреодолимой преградой. Да и к чему её преодолевать? Мир был девственно чист и прекрасен в своей первозданности. Охотники, конечно, сопротивлялись натиску земледельческих коллективов всеми силами, - столкновения с ними отложились в мифах о циклопах и троглодитах. Но что охотники, в сущности, могли поделать? В биосферных войнах более многочисленные и лучше вооружённые земледельцы неизменно одерживали верх. Тот, кто выжил - уходил в горы или забивался в дремучие леса. Из-за культурно-хозяйственных барьеров возможности ассимиляции были ограничены; поэтому средиземноморский антропологический тип с оливковой кожей распространился повсеместно до Швейцарии. Краснороже-белокожие коренные европейцы угрюмо смотрели на победителей из чащи леса, копя обиды и лелея месть. Их время ещё придёт.

Магистральный маршрут неолитизации на западном направлении - Малая Азия, Балканы, Центральная Европа. Другой маршрут"морских земледельцев" вёл их на Кипр, Крит, Пелопоннес, юг Италии, Франции, Иберии. Наконец, третий путь огибал Чёрное море и растворялся в степях Причерноморья.

В те времена Восточная Европа была совсем не похожа на нынешнюю. Граница степей пролегала на линии Москвы и Владимира, здесь бродили огромные стада тарпанов. Каспийскую котловину переполняла вода, которая по трансгрессии Сарпинских озёр частично изливалась в Чёрное море. Азовского моря вовсе не было, так как Чёрное море представляло собой изолированный водоём.

На севере из-за постепенного поднятия Скандинавского щита, освобождённого от тяготы ледника, происходили постоянные изменения: вода, переполнявшая чаши внутренних озёр, постоянно прорывалась то в одном, то в другом направлении: то по долине современной Шелони, то Шексны, то Волхова. Происходило постепенное понижение Грузинского озера (на месте Ильменя), которое было вдвое больше современного Ладожского; а само Ладожское и Онежское озёра сливались тогда с водами Балтики.

Климат в послеледниковую эпоху переживал бурное потепление и был близок к субтропическому: из-за этого на север Европы массово вторгались виды, характерные больше для Средиземноморья. Впрочем, длилось оно не очень долго: к VI тыс. до н.э. климат стабилизировался на современном уровне.

Из-за обилия воды и очень высоких весенних паводков люди строили дома на сваях: такие дома обнаружены около Себежа. Это был мир степей, озёр и болот. Стаи уток и гусей, трепеща крыльями, закрывали солнце, когда на них охотились из омутов чудовищные сомы и осетры; между свай домов плавали пудовые щуки и лещи.

Свайные поселения известны не только в Восточной Европе, но и в Швейцарии. Археологи так и называют эту культуру: культура свайных построек.

Реконструкция свайного поселения на Боденском озере
Реконструкция свайного поселения на Боденском озере

Это был неолитический форпост, кровно связанный с Чатал-Хююком цепочкой земледельческих культур: Фириктепе, Хаджилар, Сескло, Неа-Никомидия, Караново, Винча. Отсюда земледелие постепенно прокладывало путь на запад и северо-запад.

Другой вектор неолитизации был направлен в Северное Причерноморье. Культура, которая нас интересует более всего, называется буго-днестровская. Она сложилась в конце VI тыс. до н.э. под влиянием соседней культуры в Венгрии, Румынии и Болгарии: Старчево-Криш. Это культура неолитическая, однако у неё есть особенность: её поселения относительно редки и малонаселённые, в отличии от многолюдных поселений Южной Европы. Это говорит о том, что в то время люди ещё не были готовы окончательно порвать с присваивающим хозяйством. Последние исследования показывают, что охота и собирательство могут быть высокопродуктивными и обеспечивать безбедное существование.

-4

Скорее всего, на этом этапе неолитизация Восточной Европы не сопровождалась сменой населения, как то было в других местах. На поселениях Сокольцы, Гард, Пугач обнаружены отпечатки голозёрного ячменя и эммера (двузернянки). К концу V тыс. до н. э. возрастает значение проса, которое проникло, вероятно, из линейно-ленточной культуры.

В то же время в южной перефирии буго-днестровской культуры отпечатки культурных злаков почти отсутствуют. Зато кости домашних животных представлены в полной мере. Это говорит о начале глобального разделения производящего хозяйства на скотоводческое и земледельческое. Подобное происходило и в других местах Евразии (Аравия, Иран), но именно кочевое скотоводство Великой Евразийской степи определило дальнейший хо истории.

Но, это совсем другая история.