Красноармейцы Западной дивизии
Всем, думаю, хорошо известно, что в 1920 году Красная Армия едва не взяла Варшаву. Хотя уже, наверное, гораздо меньшее количество людей в нашей стране помнит, что началась эта война не в 1920, а ещё в 1919 году, когда Красная армия пыталась освободить от «белополяков» территорию Белоруссии и Украины.
Но оставим пока перипетии Польско-Советской войны в стороне. Сейчас я хочу рассказать об одной очень интересной воинской части, принимавшей участие в этой войне – Западной стрелковой дивизии.
К 1917 году, на территории уже буржуазной России, формировалось три польских национальных корпуса. Предполагалось, что они будут воевать на стороне России против немцев и их союзников, за что Польше Временным правительством была обещана независимость по окончании войны. Но когда в октябре произошел большевистский переворот, польские части также раскололись на тех, кто поддерживал националистов, и тех, кто разделял коммунистические идеи. Большая часть польских войск, настроенных националистически, осталась на подконтрольных Германии территориях и была немцами разоружена. Но порядка 10 тыс. поляков, сочувствовавших коммунистическим идеям, отправились в Москву, где, в августе 1918 года, из них была сформирована Западная стрелковая дивизия.
Дивизия состояла из трех бригад. Полки дивизии имели следующие наименования: Революционный Красный Варшавский полк, 2-й Революционный Люблинский полк, 3-й Революционный Седльский полк, 4-й Революционный Варшавский стрелковый полк, 5-й Революционный Виленский полк, 6-й Революционный Гродненский полк, 1-й Варшавский полк красных гусар, Мазовецкий полк красных улан.
Штаб 2-го Люблинского полка Западной стрелковой дивизии. 1918 г.
Первые боевые действия, в которых пришлось принимать участие красным полякам, было освобождение от германских интервентов Волковыска, Лиды, Барановичей, Молодечно и Гродно. Там же им и вскоре пришлось столкнуться в бою со своими соотечественниками, стремившимися захватить территории, оставляемые германскими войсками.
В марте — июле 1919 дивизия вела бои с белополяками в районе Минска и Молодечно, в августе — на барановичском направлении, в сентябре — октябре — в районе Борисова и на реке Березина, в ноябре — в районе Лепеля. В этих боях дивизия понесла большие потери и была отведена в тыл для пополнения и отдыха.
9 июня 1919 года Западная дивизия была переименована в 52-ю стрелковую дивизию, согласно приказу о сквозной нумерации советских воинских частей. Нужно отметиь, что постепенно дивизия, пополняемая уже русскими , белорусами и украинцами, теряла свой специфический национальный колорит.
После отдыха 52-я стрелковая дивизия была отправлена на Южный фронт. В мае — июле 1920 она вела бои с войсками Врангеля на мелитопольском направлении, в августе — сентябре участвовала в обороне знаменитого Каховского плацдарма, в октябре — ноябре — принимала участие в наступлении в Северной Таврии, в форсировании Сиваша и в овладении Ишуньскими позициями.
Группа бойцов первого Варшавского полка Западной стрелковой дивизии. 1918 год.
В декабре 1920 52-я дивизия охраняла побережье в районах Днепровского и Бугского лиманов, в 1921 вела борьбу с махновцами в районе Николаева. Сколько в ней к тому моменту оставалось польских ветеранов из Западной стрелковой дивизии сказать сложно, но ясно, что большинство бойцов к этому моменту вряд ли были поляками.
Реконструкция облика бойцов Западной стрелковой дивизии.
О том, как выглядели солдаты этой дивизии можно судить по немногим дошедшим до нас воспоминаниям. Какими-то особыми отличиями, насколько можно судить, выделялись только кавалеристы:
“Скажите, следует ли за вами кто-нибудь?” обращается ко мне молодой, 25-летний кавалерист. Его красивое лицо, интонация голоса, выдают интеллигентного человека. На голове фуражка с желтым околышком и вместо красной звезды, подобно другим всадникам, украшена серебряным значком с конской головой, окруженной подковой, тоже серебряной. Это одно делает его симпатичным. Завязывается разговор. Говорю ему, что батарея вышла из деревни первая, спрашиваю, где она? “Далеко впереди... Ваш фельдфебель (поручик-артиллерист), к несчастью, вздумал сопротивляться... Его зарубили...” “А как называется ваша часть?” — спрашиваю. “Первый Варшавский гусарский полк”, получаю ответ от всадника, к которому обращаются: “Товарищ командир”... /Август 1920 г./
Владимир Рыхлинский "Плен и побег" // Военная быль, №68, 1964 г.
«Тихий, богомольный, чиновничий Тамбов …, город колокольнаго звона, … спокойной сытой жизни, - право, его трудно узнать. Теперь это советский фронт. Город наполнен красноармейцами. Они всюду. Ими полны улицы, кинематографы, театры, собрания. На станции в зале перваго и второго класса звенят шпоры, бряцают сабли, перетянутые, щеголеватые советские офицеры. Особенно много кавалеристов. Они уже в новой советской форме. Фуражка с желтым околышем и гусарская тужурка с белыми шнурами на груди. Среди них много поляков. По пыльным улицам то и дело проходят с музыкой воинския части. Некоторые из них, как например, будущий командный состав из инструкторской школы, прекрасны во всех отношениях...
Всюду красноармейския звезды. Не знаю, сколько их, но их много, очень много...
1918, 24 октября»
А. К. Воронский. Сборник статей, опубликованных в газете "Рабочий край". 1918 - 1920 гг. Москва, РуПаб+2010. С.62.
Есть так же фото, к сожалению низкого качества, где можно разглядеть, что некоторые польские подразделения носили традиционные «конфедератки»:
Слушатели курсов Красных командиров. Минск, 1919 г.
Думаю, что здесь же можно упомянуть, что Западная дивизия не была единственным польским формированием в Красной армии. Но это уже были небольшие подразделения, обычно входившие в состав других интернациональных частей.
Но это уже совсем другая история...