Найти тему
Журнал "Советское кино"

"Валентин и Валентина" в реальной жизни. Как сложилась бы судьба героев фильма.

Всем привет, спасибо, что заглянули на мой Дзен!

На днях я посмотрела фильм "Валентин и Валентина", 1985 года. Режиссер картины - Георгий Натансон. Именно этот факт меня особенно порадовал, так как совсем недавно я посмотрела другой фильм этого мастера - "Повторная свадьба" с Андреем Мироновым в главной роли.

И Миронов там очень удивил, выйдя за рамки привычного амплуа и сыграв социопата-пустышку, жуткого человека, который довел молодую любовницу до самоубийства...

Марина Зудина и Николай Стоцкий
Марина Зудина и Николай Стоцкий

Фильм "Валентин и Валентина" снят по одноименной пьесе Михаила Рощина. В главных ролях - Марина Зудина и Николай Стоцкий. Во время просмотра я вспомнила, что видела этот фильм в детстве, и тогда он показался мне печальным и скучным, но теперь все перевернулось с ног на голову.

И так, что мы имеем: нам показывается история любви "Ромео" и "Джульетты" периода последних лет застоя в СССР. "Капулетти" олицетворяет семья девушки Валентины. В этой семье правят женщины, ибо мужчин просто физически нет в наличии.

Но какие это женщины и какие актрисы! Состав звездный: бабушка (Зинаида Дехтярева), мама (Татьяна Доронина), старшая сестра (Лариса Удовиченко) и младшая (Марина Зудина).

-2

Как раз младшая дочь - Валентина, влюбилась в своего тезку, студента-историка и единственного сына обычной проводницы (Нина Русланова) - вдовы, у которой, есть еще две подрастающие дочери. (это у нас получаются "Монтекки"). Играет "Ромео" обаятельный Николай Стоцкий.

Николай Стоцкий
Николай Стоцкий

Так вот, самое прекрасное, что есть в фильме - это то, как раскрыты и отыграны женские персонажи из семьи Валентины. Они не проговорены буквально, но считываются без труда. Режиссер вынуждает зрителя включать фантазию, и фантазия действительно работает!

Зинаида Дехтярева - прекрасно сыграла в  фильме "Повторная свадьба". Там она была тещей Ильи (Андрея Миронова)
Зинаида Дехтярева - прекрасно сыграла в фильме "Повторная свадьба". Там она была тещей Ильи (Андрея Миронова)

Мы понимаем, что глава семейства - бабушка, скорее всего вдова военного, гордая женщина, которой пришлось самой "поднимать" дочь. Но характер у женщины далеко непростой, гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Это видно по тому, какие ироничные реплики она отпускает, но еще нагляднее то, как она воспитала дочь - Татьяну Доронину - одинокую женщину с разбитыми надеждами.

На дворе 1985 год, получается, что молодость героини Дорониной прошла, скорее всего, в романтических мечтах об идеальном коммунизме, суровых мужчинах-геологах и таежной романтике.

Вот только к 1985 уже стало ясно, что все это полетало в тартарары. Так что почем фунт лиха, женщина узнала уже довольно поздно, но все же узнала. Теперь она - комок разочарования и нереализованности, цель ее жизни - не допустить, чтобы подобное случилось с ее дочерьми.

-5

Куда делся отец двух ее прекрасных дочерей? Тут Натансон снова дает нам самим придумать ответ: пропавшего папу называют не иначе, как "гусар", так что моя версия с загадочным таежным романом и бородачем-геологом становится вполне вменяемой.

"Наевшись" семейной жизни, "гусар" оставил жену с двумя детьми. Почему? Возможно героиня Дорониной ждала, чтобы конфетно-букетный период длился вечно, возможно, волевой характер тещи напугал, а может быть, просто ждала и манила Тайга. Но в итоге Доронина осталась одна - а нет ничего страшнее женщины, разочаровавшейся в любви.

-6

Как следствие, она исковеркала характеры своих дочерей: из старшей Евгении вышла циничная стерва, которая без зазрения совести встречается с женатым мужчиной, врет и подтасовывает факты своей биографии.

К младшей же отношение в семье такое, словно она ребенок с задержкой в развитии, а не 19-летняя девушка. Такой она и выросла - тепличным, избалованным, состоящим из чужих мнений литературным "червем".

-7

Зато живет весь этот "клубок" женских характеров в роскошнейшей квартире, наличие которой вызывает много вопросов. Как военная вдова стала хозяйкой таких апартаментов? Подарок могущественного поклонника, вполне возможно... Семья Валентина же ютится в коммуналке.

-8

Что касается самой истории любви Валентины и Валентина, то она меня утомила нещадно, а причиной стала юная Капулетти. Ромео-Валентин готов умереть ради любви, он вполне соответствует эпохе Шекспира - неисправимый романтик. А вот у Валентины все - излишне наигранное. Тараканов у нее в голове столько, что лучше бы студенту бежать от нее куда-подальше.

Персонаж Марины Зудиной говорит исключительно цитатами из книг или, как можно догадаться, словами своей матери. В одном из монологов Валентина полностью повторяет интонации Дорониной (этот момент особенно хорошо удался актрисе). Кровь стынет в жилах, когда понимаешь, что ждет бедного парня лет эдак через 5.

-9

Но он уже попался в капкан - у пары случается близость, после которой молодая дурочка ведет себя как настоящая кликуша. Она устраивает истерику с заламыванием рук на пустом месте, настоящую трагедию в традициях Шекспира. И зритель в недоумении: случилось то все по любви, парень готов жениться.

В итоге решение остаться со студентом принимается всем "женсоветом", девушку одевают и буквально выставляют за порог, пока она продолжает устраивать сцены в стиле "любовь - это страдание", а ее сестра признает в себе мерзавку, холодную, как собачий нос (мне понравилось это сравнение).

И кажется, что фильм заканчивается фразой "и жили они долго и счастливо". Но так ли это? Что будет с героями через некоторое время, давайте пофантазируем.

-10

Идет 1985 год, а Валентин и Валентина живут в коммуналке. Новоиспеченный муж дошел до того, что позволяет жене платить за него и тут и там, ведь это уже было в фильме, просто продолжилось. Конечно, он очень этого стыдится, ибо человек порядочный. Он все еще верит, что все изменится, вот только мы то знаем, какие реалии ждут их на самом деле.

Надвигается перестройка, от страны скоро останутся "рожки да ножки". "Комнатный цветок" и "неисправимый романтик" - два воспитанника столичного ВУЗа (филолог и историк) будут выброшены в свободное плавание рыночных отношений. Валентин никогда не сможет зарабатывать, ему честность не позволит. Он лучше до конца жизни будет "пахать" за три копейки в каком-нибудь институте.

-11

Его мать - проводница, скорее всего, подастся в торговлю, где и надорвется в попытках прокормить и устроить подрастающих дочек. И останется наш Валентин с двумя сестрами и инфантильной женой на шее, которая тоже не сумеет подстроиться под требования времени.

Конечно есть вариант, что она со своим английским получит "теплое местечко" и, начав зарабатывать, вытянет всю семью. Но я ее будущее вижу иначе: у нее есть куда отступать - под теплое крыло матушки и бабушки.

-12

Помыкавшись пару лет в коммуналке, она скорее всего сбежит от мужа, одна или с ребенком. Прибыв "домой" станет работать, вносить свой вклад в общий семейный котел, а в свободное от работы время, как и сестра, станет встречаться с "женатиком", может быть с тем же моряком.

Их женский мирок замкнется на себе самом, они станут осуждать власть, других людей и хранить свои семейные традиции. Если у Валентины все же будет дочь или, что еще хуже, сын, они и его "искалечат" своим воспитанием.

-13

Напоследок хочется сказать пару слов в защиту Дорониной, как актрисы. Ее часто ругают, не "верят" ей. Но посмотрите этот фильм и особенно ту сцену, где буквально в первых карах она смотрит из окна автобуса на дочь в объятиях Валентина. В ее взгляде так много выражено: вся судьба, и ее самой, и дочери. Сейчас так не играют, а жаль!

-14