Я начал работать кинологом в трудные 90-е годы, когда спрос на собак-охранников, по понятным причинам, был очень велик. Породы выбирались максимально универсальные, чтобы и в пир, и в мир, да еще и детям безопасно до школы дойти. Без малого половину наших клиентов интересовали не столько стандартные общие команды, сколько возможность пройти с собакой именно курс охранной дрессировки. «Злючки», как иногда говорили.
Нам с помощниками пришлось немало поработать в этом направлении. Мы вместе с собаками учились, искали максимально эффективные приемы, старались исправлять одни ошибки и, весьма вероятно, делали другие. Тогда, больше двадцати лет назад, все было чуть иначе. Сейчас трудно себе представить, что можно было совершенно спокойно работать с собакой в парадной, в парке или около жилого дома и при этом не бояться, что кто-то вызовет полицию или набросится на тебя с кулаками.
Иногда с собакой безопаснее
Любой, кто хоть раз оказывался в роли потерпевшего, прекрасно знает, как это неприятно. Нападение чаще всего происходит внезапно. Нет никаких предупреждений, никто не присылает месседж о начале атаки, а преступник зачастую не похож на преступника и ведёт себя как обычный человек. Неудивительно, что многие пострадавшие впоследствии заводят серьезную собаку, справедливо рассчитывая с ее помощью снизить вероятность стать жертвой преступления в будущем. Об этом, кстати, я и сейчас регулярно слышу от клиентов.
Я не сомневаюсь, что само по себе присутствие собаки рядом с человеком действительно помогает избежать нападения гопоты: любой хулиган или мелкий воришка прекрасно понимает, что его планы «сделать и свалить» могут быть серьезно нарушены, и поэтому он скорее выберет в качестве объекта нападения одинокого прохожего без собаки. Благо, кстати, что таких большинство, бери - не хочу.
С другой стороны, если уж по какой-то причине вы приглянулись грабителю, и он готов осуществить задуманное даже несмотря на присутствие собаки, то опасность, на мой взгляд, становится в разы больше. Это означает, что преступник либо игнорирует собаку, поскольку находится в невменяемом состоянии и, как следствие, будет действовать непредсказуемо, либо он обладает необходимыми навыками для нейтрализации собаки, а главное- готовностью применить эти навыки на практике. Понятно, что речь не идет о подкупе вкусняшками.
То есть присутствие собаки само по себе не является гарантией безопасности. Собака лишь меняет характер возможного нападения, снижая вероятность мелких происшествий, при этом мало влияя на тяжелые. Другими словами, не надо светить последним айфоном, гуляя вечером по парку, даже если рядом на поводке идет питбуль: вполне возможно, что одного его вида будет недостаточно.
Поработаем?
Понятно, что для реализации охранного потенциала собаки с ней нужно особым образом работать. Такая подготовка предполагает и обучение выполнению общих команд, чтобы иметь возможность контролировать собаку в любых условиях, и прохождение специального курса дрессировки на охрану человека. Все это требует немало сил, времени, и, конечно, средств.
Начинается работа всегда одинаково. В классическом исполнении подготовка собаки проходит на закрытой площадке, где инструктор и\или фигурант знакомят собаку с основами такой работы. Костюм, рукав, защита- все как надо. На мой взгляд, если ограничиться только площадкой, то толку в реальной жизни от этого обучения будет мало: преступник не одевается в идиотский костюм и не размахивает палками за полчаса до нападения.
У меня, к счастью, были хорошие учителя. Но чем больше мы работали, тем больше вопросов у меня возникало. Какой смысл учить собаку реагировать на сигналы, которых никогда не будет? Зачем человеку ее работа по команде, когда он не успеет ее подать, поскольку будет лежать с проломленной башкой? Нафига ему весь этот площадочный цирк, если в момент нападения он чаще всего даже не успевает сообразить, что происходит?
Не в обиду суровым профессионалам, но то, чему учат чисто на площадке, в большинстве случаев подходит только для соревнований. Собаки очень внимательны, они прекрасные аналитики, но для принятия правильных решений им необходим опыт. Им нужно иметь четкое представление о том, как именно может происходить нападение в реальной жизни. Как на самом деле ведет себя преступник, который хочет отнять телефон, что делать в ограниченных условиях лестничной клетки и на что реагировать, если хозяин не успевает подать нужную команду. И дело не только в скрытой защите: собака должна уметь по контексту определять степень опасности ситуации, и, (да-да!) иногда действовать без явного сигнала человека.
Мы учились решать проблему контекста, меняя ситуации и перенося работу в реальную жизнь. Другими словами, как только пес получал уверенные базовые навыки в изолированных условиях, их переносили на шлифовку «в поле»: квартира, машина, парк. Это сейчас обилие информации позволяет разобрать любые ошибки, а тогда многому приходилось учиться буквально «наощупь». Набив немало шишек, я понял два важных момента.
Первый: не все собаки способны охранять. Если не применять жестокие методы, направленные на возбуждение агрессии, то многие собаки просто не в состоянии дать адекватный ответ на нападение. И их, кстати, большинство.
Второй: навыки управления собакой должны быть близки к идеальным. Гораздо важнее иметь возможность вовремя остановить собаку, чем просто научить её кусаться.
Еще я начал понимать, насколько уязвимы собаки. Увидел, насколько эфемерна уверенность, которую дает обладание обученной собакой-телохранителем. А самое страшное- столкнулся с вопиющей безответственностью владельцев, бросавших работу, как только собака получала мало-мальские навыки. Мол, теперь все ок, она умеет кусаться. Черт побери! Нам приходилось уходить, понимая, что, по сути, просто сделали еще одну собаку агрессивной.
Спасибо, но больше не надо
Собака не хочет кусаться. Ребята: собака не хочет кусаться! Одно дело- тяпнуть в игре или прихватить за руку на нервах, и совсем другое- сжать челюсти так, чтобы ломались кости. Чтобы было больно. Для нормальной, здоровой собаки всерьез укусить человека означает нарушить серьезное табу. Это важный шаг, не все собаки психологически готовы его совершить. Укусить человека означает переступить черту, разрешить себе сделать что-то запретное, против чего работает все нутро собаки.
Во время тренировки мы буквально вынуждаем собаку нарушить этот запрет. Сознательно заставляем ее пойти против себя, разбудить в себе агрессию, выплеснуть наружу целый поток негативных эмоций. Мы учим ее злиться. Признайтесь: мы учим собаку злиться. Черт возьми, мы выворачиваем наизнанку ее мир, и все ради чего? Чтобы в тот момент, когда, по сути, открывается ящик Пандоры, владелец вдруг прекращал работу, потому что, по его мнению, именно так и должна выглядеть охрана: лай, шум, слюни. Всем спасибо, все свободны.
Можно было пойти разными путями. Забить, работая работу и просто делая то, что просит заказчик. Вариант? Почему нет, многие по-прежнему так и поступают. Можно было учиться мотивировать заказчика. Тоже выход, при условии, что работа в этой сфере остается интересной. Но на тот момент я почувствовал, что уже устал от агрессии. Мне надоело злить собак, надоело уговаривать владельцев, убеждать их довести дело до конца, чтобы не допустить превращения собаки в асоциальное существо. Просто надоело смотреть в глаза собак, которых ты убеждаешь считать черное- белым. Кому от этого становится лучше?
Я давно не наивный мальчик, считающий, что таким образом можно что-то решить или кого-то перевоспитать. Мир не станет лучше и безопаснее от того, что еще одна собака будет уметь кусаться. Поганее всего то, что гопник, которому обученная собака сломает кость, защищая владельца от нападения, слегка оклемавшись, побежит в полицию строчить заявление, и в результате сам владелец будет доказывать, что не верблюд.
Для меня это как перевернуть лист, дочитав очередную главу. Возможно, я доказал себе все, что хотел доказать, в конечном итоге осознав, что собаки живые и нуждаются в нашей защите больше, чем мы- в их. Возможно, мне просто стало неинтересно плодить негатив: оказалось гораздо приятнее работать в позитивном ключе, налаживая отношения собаки с членами семьи, чем учить ее кого-то кусать.
Любите своих собак. А с остальным мы обязательно разберемся.
***
Понравилось? Обязательно подпишитесь: дальше будет еще интереснее. Меня зовут Александр Смирнов, я дипломированный клинический психолог. Последние двадцать лет практикую как кинолог - это занятие оказалось гораздо интереснее. Подробнее на моем сайте kinologsmirnov.ru. Вопросы, предложения и заявки на консультации отправляйте по мейлу help@kinologsmirnov.ru. Если хотите пообщаться лично, звоните +7 (921) 921-09-11. Расскажу все, что потребуется.