Привет! Сегодня я расскажу где искать заказы фрилансеру на примере графического дизайнера (себя).
В ней вы узнаете:
- Где же, собственно, искать заказы (и даже дам ссылки)
- Как строить диалог с заказчиком (и как не строить)
- Сколько времени уделять работе (чтобы заработать и не помереть)
- С чего начать новичку (причинив себе минимум боли)
Начну с того, что заказы я обычно не ищу (скорее наоборот). Как так вышло? Читайте дальше и вы поймете :)
Научившись пользоваться волшебной палочкой в фотошопе, я задумался о её применении. Для начала просто выложил два объявления на Авито и на Юле в категории "услуги". Ждал пару дней и (о, чудо!) получил первый заказ на визитку. Далее оттуда приходило по 1-2 заказа в неделю. Я был очень рад и этому, но хотелось работать чаще (и зарабатывать больше).
Тогда я попробовал иной подход к делу - биржи фриланса (я же теперь бизнесмен)!
Биржи фриланса - это ресурсы, на которых заказчики выкладывают задания по самым разным направлениям (дизайну, программированию, текстам, маркетингу и т. д), а фрилансеры их выполняют за определенную плату.
По быстрому зарегистрировался на двух отечественных платформах - Freelance.ru и FL.ru, и на одной европейской (для тех, кто speak english well) - Design Crowd. Сказать, что я был не в восторге - ничего не сказать.
Работает всё это примерно так:
- Заказчик выкладывает ТЗ на работу
- Десяток (иногда и сотня) исполнителей ДЕЛАЮТ ЭТУ РАБОТУ (ну ладно, не всегда полностью, но время потратить придётся)
- Заказчик выбирает одного и оплачивает заказ (остальные тихо проклинают победителя)
В общих чертах понятно, вроде смысла тратить на это время нет. Но... Действительно нет, без всяких "но". На биржи стоит идти уже состоявшимся специалистам за дополнительным доходом. Там действительно можно неплохо заработать поработать, но нужно разбираться в своём деле и уметь себя презентовать. Как правило на каждой бирже в каждой сфере уже есть несколько зарекомендовавших себя исполнителей, которые чаще всего побеждают в конкурсах. К тому же для доступа к стоящим заказам надо оплатить "премиум" аккаунт.
Итог: хороший вариант, но не подходит новичкам (хотя можете попробовать). Двигаемся дальше...
Объявления даны, биржи опробованы, пришло время социальных сетей!
В последнее время всё большую популярность набирают тематические сообщества в которых люди оставляют заказы, подобно биржам. Но тут всё зависит от вашей коммуникабельности. Сможете договориться с заказчиком - работа ваша, не сможете - сделает кто-то другой.
Лично я подписан на парочку: Работа для дизайнеров в ВК и Уютный фриланс (@cosyfreelance) в Телеграме.
Человек я общительный, поэтому везде и всем рассказываю о том, что я дизайнер (в социальных сетях, в университете, в метро такси). Знакомые вспоминают что им нужна визитка (профит), другие рассказывают обо мне тем, кому нужна визитка (тоже профит). Как вы поняли, речь идёт о сарафанном радио и самопиаре. Звучит весьма просто, и ссылок никаких нет. Но к моему удивлению - это около 50% заказов. Просто не бойтесь быть назойливыми (как я)!
Хорошие новости! Пока я бесплатно работал на биржах, делал друзьям визитки и мило общался с людьми в социальных сетях, многие клиенты (те самые, по объявлению) стали обращаться снова. Некоторые из них работают со мной до сих пор (спустя 3 года).
Как же общаться с клиентами, что бы этого добиться?
Я всегда начинаю общение с вопросов об их бизнесе/занятии. Не зная этого, трудно будет сделать работу качественно. Когда происходит первый контакт с клиентом я узнаю у него почему он обратился именно ко мне и укрепляю этот мотив. Например, даю цену ниже конкурентов или предлагаю более быстрое выполнение.
После я просто делаю свою работу, поддерживая общение (в этом основная фишка, клиента нужно постоянно подогревать, показывать свой интерес, узнавать о его бизнесе и проблемах).
Часто могу пообщаться на свободные темы, не связанные с делом (кстати, у меня есть привычка как можно скорее переходить на ты, это комфортнее вам обоим). Такой подход обеспечивает не просто клиента, а хорошего знакомого, который может обратиться к вам ещё или посоветовать кому-то. Но помните, что любая работа требует времени на выполнение.
Сколько нужно работать?
Заказов за раз можно взять миллион. Выполнить ровно столько, на сколько хватит времени. Максимум я успешно вёл и выполнял 4-5 заказов не срывая сроки. Когда брал больше - начинались проблемы вроде переключения с одной задачи на другую, творческого выгорания и недосыпа. Соответственно - в дедлайны я не укладывался.
Здесь каждый сам волен выбирать комфортный график работы (компромисс между свободным временем и здоровьем заработком).
Новичку я бы дал следующие советы:
- Самое главное начать - если сейчас нет заказов, ничего не мешает сделать фейковую работу на портфолио и на опыт.
- Далее нужно любым образом заявить о себе - в соц сетях, на рекламных площадках (и да, за это иногда придётся заплатить), в реальной жизни при любой удобной возможности.
- Со временем появятся первые постоянные клиенты, а заказчики, довольные выполненной работой будут рекомендовать вас друзьям и коллегам. Сарафанное радио - лучший канал продвижения в любое время.
И пара слов о портфолио:
За все 3 года практики у меня ни разу не спрашивали портфолио при заказах на фрилансе. Только при трудоустройстве на работу, но это уже другая история. В целом портфолио скорее нужно что бы поддержать свой имидж и подкрепить желание заказчика работать именно со мной, нежели как обязательное условие.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и узнавайте о жизни фрилансера из первых уст!