Найти идеального сотрудника ー это как найти настоящую любовь. По началу всё прекрасно: улыбки, понимание и светлые планы на будущее. А потом ожидания не совпадают с реальностью и... наступает момент прощания.
Пока одни переживают личную драму, другие думают, как правильно уволить сотрудника. Обсудим?
Для тех, кому удобнее смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=RcScuMMDg0s
Представьте ситуацию: ваш сотрудник не справляется с работой и ему нужно сказать «Ты уволен!». Может быть, как человек он прекрасен, и классическую музыку слушает, и место в троллейбусе уступает. А вот как работник часто допускает ошибки, из-за которых ваша фирма может сильно потерять в деньгах. (А может быть теряет прямо сейчас).
Причин увольнения может быть куча. Например, ваш менеджер постоянно хамит потенциальным клиентам. Слышит от них фразу «спасибо, нам неинтересно», и в ответ говорит «...». Не будем писать, что именно.
Беседа и основные правила увольнения сотрудника
Как уволить сотрудника и остаться хорошим человеком в его глазах? Никак. Но в ваших силах сделать увольнение менее болезненным. Советуем заранее подготовиться к разговору с работником.
Этап 1. Личная встреча
Пригласите человека на личную встречу, если сотрудник не на удалёнке. Лучшее время для разговора ー конец рабочего дня или рабочей недели. Не стоит вызывать сотрудника утром или в обед, в разгар рабочего процесса. (Он и так не очень работает, а тут совсем перестанет)
Проявите уважение к человеку, постарайтесь создать лёгкую атмосферу. Не лишним будет сначала похвалить человека, даже если объект похвалы это красивый шарфик, а не вклад сотрудника в вашу компанию.
Этап 2. Сообщите об увольнении
Об увольнении говорите прямо, ведите себя спокойно и доброжелательно. Даже если сотрудник начинает громко выть на весь офис. Даже если в вас сыпятся оскорбления и угрозы. Не поддавайтесь на это, дайте человеку выговорится. Главное, сохраняйте свое спокойствие.
Объясните причину увольнения, чтобы работник в будущем сделал работу над ошибками и не допускал промахов на новом месте работы. Говорите конструктивно, выражение «Я тебя увольняю, потому что ты бездарь» точно не сгладит углы.
Этап 3. Обсудите нюансы
При увольнении соблюдайте все обещания, которые вы давали сотруднику при устройстве на работу. Например, вы обязались внести запись в трудовую книжку, даже если работник не проработает 3 месяца. Если вы этого не сделаете, человек почувствует себя обманутым. И обязательно расскажет об этом по секрету всему свету.
Решите, как вы будете расставаться с работником ー по собственному желанию, по соглашению сторон, по сокращению штата. Заранее подготовьте документы.
И договоритесь об отработке. По закону это 2 недели, однако при договоренности с сотрудником вы можете уволить его уже через день. Обратите внимание на то, что работник должен успеть передать все дела.
Чего делать нельзя:
- Очевидно, что нельзя увольнять сотрудников с криком и руганью. Это не красит вас как человека и уж точно не повышает ваш статус как работодателя.
- Не увольняйте сотрудника по смс или сообщением в социальных сетях. В практике бывали случаи, что работодатель уволил сотрудника посредством комментария под фотографией в инстаграме. Вы можете себе представить?!
- Не грубите и не нарушайте правила увольнения. Хотим напомнить о том, что сейчас все сотрудники читают отзывы о работодателе в интернете. То есть ваш потенциальный работник Иванов не пойдёт работать в вашу компанию, потому что ваш бывший работник Петров написал отзыв о том, как вы плохо с ним поступили.
- Не кидайте сотрудника на деньги. При увольнении выплатите ему всё, что причитается. Вы делаете это не только для него, но и для себя. Как вы думаете, что о вас подумает коллектив компании? Какие настроения поселятся в головах людей, если они будут видеть, как вы поступаете с теми, кого увольняете? Не ройте себе яму своими же руками. Сохраняйте мотивацию сотрудников на высоте.
При выдаче сотруднику трудовой книжки, поблагодарите его за работу и пожелайте удачи в будущем. Возможно, вы даже скажете ему пару напутственных слов, уверены, он это оценит. Так вы избежите агрессии и сохраните своё лицо в глазах других сотрудников.
Не бойтесь увольнять! Это проще, чем кажется. Пишите нам в социальные сети https://vk.com/kadryrosta и мы расскажем ещё больше полезных лайфхаков. Только для вас первая консультация бесплатна!
И оставляйте свои комментарии. Может быть, ваши рассказы об увольнениях понравятся читателям.