Найти тему
Кадры Роста

Как правильно увольнять сотрудников?

Найти идеального сотрудника ー это как найти настоящую любовь. По началу всё прекрасно: улыбки, понимание и светлые планы на будущее. А потом ожидания не совпадают с реальностью и... наступает момент прощания.

Пока одни переживают личную драму, другие думают, как правильно уволить сотрудника. Обсудим?

Для тех, кому удобнее смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=RcScuMMDg0s

Представьте ситуацию: ваш сотрудник не справляется с работой и ему нужно сказать «Ты уволен!». Может быть, как человек он прекрасен, и классическую музыку слушает, и место в троллейбусе уступает. А вот как работник часто допускает ошибки, из-за которых ваша фирма может сильно потерять в деньгах. (А может быть теряет прямо сейчас).

Причин увольнения может быть куча. Например, ваш менеджер постоянно хамит потенциальным клиентам. Слышит от них фразу «спасибо, нам неинтересно», и в ответ говорит «...». Не будем писать, что именно.

-2

Беседа и основные правила увольнения сотрудника

Как уволить сотрудника и остаться хорошим человеком в его глазах? Никак. Но в ваших силах сделать увольнение менее болезненным. Советуем заранее подготовиться к разговору с работником.

Этап 1. Личная встреча

Пригласите человека на личную встречу, если сотрудник не на удалёнке. Лучшее время для разговора ー конец рабочего дня или рабочей недели. Не стоит вызывать сотрудника утром или в обед, в разгар рабочего процесса. (Он и так не очень работает, а тут совсем перестанет)

Проявите уважение к человеку, постарайтесь создать лёгкую атмосферу. Не лишним будет сначала похвалить человека, даже если объект похвалы это красивый шарфик, а не вклад сотрудника в вашу компанию.

-3

Этап 2. Сообщите об увольнении

Об увольнении говорите прямо, ведите себя спокойно и доброжелательно. Даже если сотрудник начинает громко выть на весь офис. Даже если в вас сыпятся оскорбления и угрозы. Не поддавайтесь на это, дайте человеку выговорится. Главное, сохраняйте свое спокойствие.

Объясните причину увольнения, чтобы работник в будущем сделал работу над ошибками и не допускал промахов на новом месте работы. Говорите конструктивно, выражение «Я тебя увольняю, потому что ты бездарь» точно не сгладит углы.

-4

Этап 3. Обсудите нюансы

При увольнении соблюдайте все обещания, которые вы давали сотруднику при устройстве на работу. Например, вы обязались внести запись в трудовую книжку, даже если работник не проработает 3 месяца. Если вы этого не сделаете, человек почувствует себя обманутым. И обязательно расскажет об этом по секрету всему свету.

Решите, как вы будете расставаться с работником ー по собственному желанию, по соглашению сторон, по сокращению штата. Заранее подготовьте документы.

И договоритесь об отработке. По закону это 2 недели, однако при договоренности с сотрудником вы можете уволить его уже через день. Обратите внимание на то, что работник должен успеть передать все дела.

-5

Чего делать нельзя:

  • Очевидно, что нельзя увольнять сотрудников с криком и руганью. Это не красит вас как человека и уж точно не повышает ваш статус как работодателя.
  • Не увольняйте сотрудника по смс или сообщением в социальных сетях. В практике бывали случаи, что работодатель уволил сотрудника посредством комментария под фотографией в инстаграме. Вы можете себе представить?!
  • Не грубите и не нарушайте правила увольнения. Хотим напомнить о том, что сейчас все сотрудники читают отзывы о работодателе в интернете. То есть ваш потенциальный работник Иванов не пойдёт работать в вашу компанию, потому что ваш бывший работник Петров написал отзыв о том, как вы плохо с ним поступили.
  • Не кидайте сотрудника на деньги. При увольнении выплатите ему всё, что причитается. Вы делаете это не только для него, но и для себя. Как вы думаете, что о вас подумает коллектив компании? Какие настроения поселятся в головах людей, если они будут видеть, как вы поступаете с теми, кого увольняете? Не ройте себе яму своими же руками. Сохраняйте мотивацию сотрудников на высоте.
-6

При выдаче сотруднику трудовой книжки, поблагодарите его за работу и пожелайте удачи в будущем. Возможно, вы даже скажете ему пару напутственных слов, уверены, он это оценит. Так вы избежите агрессии и сохраните своё лицо в глазах других сотрудников.

Не бойтесь увольнять! Это проще, чем кажется. Пишите нам в социальные сети https://vk.com/kadryrosta и мы расскажем ещё больше полезных лайфхаков. Только для вас первая консультация бесплатна!

И оставляйте свои комментарии. Может быть, ваши рассказы об увольнениях понравятся читателям.