Почему так трудно отказаться от роли жертвы и вместе с тем от страданий?
1. Страдание превратилось в «родное» ощущение, которым человек «оснастил» свою жизнь. Оно стало привычным, с ним вполне комфортно. Конец страданий обусловливает изменение привычки.
2. Страдание является единственной возможностью интенсивно себя ощущать. «Я страдаю, значит, я себя чувствую, значит, я живу!» Нередко люди, «распрощавшись» со своими страданиями, жалуются потом на почти невыносимое ощущение пустоты.
3. Страдание «вознаграждается». Пока человек страдает, он получает больше любви и внимания. Человек становится как бы более значительным. Все вертится только вокруг него и его страданий.
4. Страдание «возносит» человека на другую позицию. Раз он страдает, он кажется себе лучше окружающих, что приводит к появлению некой (в большинстве случаев неосознанной) претензии. Поскольку эта претензия не имеет под собой никаких оснований, она не может быть удовлетворена, что, в свою очередь, снова укрепляет человека в роли страдающей жертвы. «Никто меня не понимает» или «все против меня» — таковы основные убеждения «хронических» жертв, остающихся в плену порочного круга страданий.
5. Страдание может получать общественное признание и давать ощущение принадлежности к некой группе.
6. В большинстве случаев страдание характеризуется пассивностью. Выйти из пассивного состояния — значит, стать активным и взять на себя ответственность и «приняться за дело».
7. Страдание способно восстанавливать собственную невиновность. Боясь признать свою вину, человек «прячется» в роль жертвы и внешне снова становится невиновным.
В каждой из приведенных выше ситуаций страдающим можно задать вопрос: «Что будет после того, как страдания закончатся?» Прекращение страданий всегда связано с некими последствиями, которые нельзя не учитывать.
Илзе Кучера. Что со мной такое?