Изучая практику Федеральной антимонопольной службы по одному вопросу, о котором я Вам расскажу в последующих статьях, наткнулся на одно очень интересное дело "Решение по делу №016/06/64-2235/2019 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 25.12.2019".
Суть жалобы по мнению Заявителя ООО "АСК "Вертикаль" в том, что Заказчиком, Исполнительным комитетом Рыбно-слободского городского поселения Рыбно-слабодского муниципального района Республики Татарстан, нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе, а именно заявка Заявителя необоснованно отклонена.
Но суть не в этом.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В раздел 2.9. «Место и срок оказания услуг» аукционной документации установлен срок оказания услуг: со дня вступления в силу контракта по 30 апреля 2020 года.
При этом, Срок действия контракта установлен по 31 декабря 2020 года (п. 11.1 проекта муниципального контракта).
Установление Заказчиком срока действия контракта, превышающего фактические сроки оказания услуг на срок более чем 6 месяцев, может повлечь для потенциальных участников закупки дополнительные необоснованные затраты при получении банковской гарантии, т.к. стоимость оформления такой гарантии зависит от срока ее действия (чем больше срок действия гарантии, тем стоимость ее оформления возрастает). Тем самым, это может привести к ухудшению положения участников закупки и сужению круга потенциальных поставщиков при участии в аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несоблюдении Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при составлении аукционной документации с указанием некорректного срока действия контракта, учитывая, что фактическое исполнение обязательств завершается в сроки, не превышающие 6 месяцев.
Интересное заключение выдал Татарстанский УФАС России.
Я конечно не юрист, но мнение мое следующее:
Настолько я помню, в Законе о Контрактной системе нет определения того, что считается сроком действия контракта и толкование можно найти только в ст.425 Гражданского кодекса, в котором сказано, что Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения указанных в нем обязательств, либо до даты, установленной в тексте документа. При этом стоит учесть, что любой Контракт не может действовать дольше, чем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
Фактически действие любого Контракта определяется периодом, когда между сторонами имеется формальная юридическая связь и присутствуют взаимные права и обязанности. В случае невыполнения обязанностей одной из сторон, по истечению установленного времени, не снимает с нее ответственность.
В Контрактах можно выделить следующие периоды:
- время исполнения обязательств Поставщика;
- время оплаты Заказчиком;
- иное время, требуемое для выполнения своих обязательств, что Поставщиком, что Заказчиком.
Срок действия Контракта и срок исполнения - это разные понятия. Исполнение - это период, за который Поставщик обязан поставить товар, выполнить услугу/работу, а период действия Контракта - это общий период, за который Поставщик и Заказчик должны выполнить свои обязательства, оговоренные в заключенном Контракте. Иногда действие Контракта наступает значительно раньше, чем указано и это связано с тем, что все стороны выполнили свои обязательства.
Как я уже сказал выше, в законодательстве о Контрактной системе нет порядка, по которому определяют срок действия Контракта, поэтому Заказчик самостоятельно определяет период, учитывая определенные моменты, которые характерны к исполнению того или иного Контракта, так как продлить срок действия Контракта можно только в определенных случаях и при наличии к тому оснований.
Но Заказчик обязан устанавливать конкретный срок действия Контракта, что требует ст.190 Гражданского кодекса "срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить".
Вместе с тем, указание срока действия Контракта в виде события приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения Контракта со сроком действия, превышающим срок действия Контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, и является нарушением ч.3 ст.96 Закона о Контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения Контракта.
Данное определение также подтверждается Решением Челябинского УФАС России по делу 233-ж/2014 от 12.05.2014 в рамках проведения внеплановой проверки по жалобе ООО Торгово-промышленная компания «ЯКК» на Заказчика - Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" .
При этом стоит отметить, что Заказик не согласился с выводами Челябинского УФАС России и подал судебный иск. Однако суд и дальнейшие органы как Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Уральского округа оставили принятое территориальным органом ФАС России решение в силе, отметив в Решении по делу №А76-11597/2014 от 31.07.2014 следующее "ссылка Заказчика на возможность применения положений ч.2 ст.190 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность определения срока указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, не может быть принята во внимание, поскольку указанное в проекте Контракта событие (полное выполнение сторонами всех обязательств по Контракту) не обладает свойством неизбежности наступления".
Резюмируя, отмечаю следующее:
Во-первых, любой Контракт обязан содержать срок его действия, при этом желательно путем указания на календарную дату.
Во-вторых, срок исполнения Контракта и срок действия Контракта не могут совпадать. Учитывая специфику законодательства о Контрактной системе, в среднем разница между сроком исполнения и сроком действия Контракта будет минимально 15 дней.
В-третьих, если вдруг Поставщик решит воспользоваться своим правом и обратиться в ФАС России с жалобой, что период между окончанием исполнения и окончанием действия Контракта составит более 6-ти месяцев (или найдет другие основания), то я бы сначала задумался - "А стоит ли?". Ведь, если срок действия Контракта установить минимальный, то не будет возможности воспользоваться моментом и Заказчику придется расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в связи с невыполнением, так как законодательство о Контрактной системе не позволяет менять сроки, являющиеся существенными.
Подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии и предлагайте свои темы для рассуждения.