Берт Ланкастер занимает в истории Голливуда по-настоящему уникальную место. Если за большинством актеров в 30-е, 40-е и 50-е закрепилась определенная ниша: Джон Уэйн снимался в основном в вестернах, Кэри Грант в комедиях, Рок Хадсон в мелодрамах, Хамфри Богарт в нуарах, а Эррол Флинн в фильмах плаща и шпаги, то Ланкастер легко и непринужденно менял жанры и везде умудрялся смотреться органично. Единственный киножанр, в котором Берт принципиально отказывался сниматься по идейным соображениям: библейские эпики 50-х. Даже ходила шутка, что Чарльтон Хестон обязан своей кинокарьерой тому факту, что Ланкастер игнорировал псевдоисторические эпики.
15 фильмов с участием Ланкастер, позволяющих оценить актерский диапазон легенды
Убийцы (The Killers), 1946, режиссер - Роберт Сьодмак
По голливудским меркам, Ланкастер дебютировал в кино поздно, в 32 года. Но что это был за дебют. Взяв за основу короткий рассказ Хемингуэя (его, кстати, учась в киноинституте потом экранизировал Андрей Тарковский, у которого тоже получилось недурно), создатели сняли один из главных фаталистских нуаров о прошлом, неизбежно настигающем героя.
Грубая сила (Brute Force), 1947, режиссер - Жюль Дассен
Вторая роль и снова грандиозный успех. Жюль Дассен снял образцовый тюремный нуар, который оказал заметное влияние на все будущие голливудские фильмы о тюремном быте/подготовке побега. Тот случай, когда можно увидеть, откуда берут начало многие жанровые штампы.
Огонь и стрела (The Flame and the Arrow), 1950, режиссер - Жак Турнер
Не самый выдающийся фильм в мире, даже по меркам жанра плаща и шпаги, зато хорошо демонстрирующий резкую смену амплуа в фильмографии актера. Если первые 9 фильмов Ланкастера были нуарами, в которых он успел отыграть всех архетипных персонажей жанра, от несправедливо обвиненного, до убийцы, план которого трещит по швам, то в "Огне и стреле" актер перевоплотился в робингудоподобного персонажа, воюющего со злым Графом в Италии 12 века.
Отныне и во веки веков (From Here to Eternity), 1953, режиссер - Фред Циннеман
Первая "серьезная" роль. Ланкастер исполняет роль принципиального сержанта армии США на военно-морской базе США в Перл-Харборе. Фильм снят по мотивам романа Джеймса Джонса, где американская база показана тем еще адским шапито. В фильме пришлось смягчить практически всё, однако налет японской авиации в финале выглядит божьей карой. От голливудского военного фильма 1953 года такого как-то не ждёшь.
Вера Круз (Vera Cruz), 1954, режиссер - Роберт Олдрич
Вслед за нуаром, драмой и приключенческим кино, Ланкастер освоил жанр вестерна. В период с 50-х по 70-е он снялся в дюжине фильмов жанра. Одним из первых и лучших стал фильм "Вера Крус", где он вместе с Гэри Купером сыграл американского солдата удачи, прибывшего в Мексику во время местной войны за независимость.
Татуированная роза (The Rose Tattoo), 1955, режиссер - Дэниэл Манн
В 50-е - первой половине 60-х огромной популярностью пользовались фильмы по мотивам пьес Теннеси Уильямса. Можно даже сказать, что драматург был для Голливуда тем же, чем компания Marvel сейчас. Экранизации пьес Уильямса снимались самым крупным режиссерами с солидными бюджетами и самыми актуальными звездами, от Пола Ньюмена и Марлона Брандо до Элизабет Тейлор и Анны Маньяни. Последняя снялась в "Татуированной розе" в дуэте с Ланкастером.
Сладкий запах успеха (Sweet Smell of Success), 1957, режиссер - Александр Маккендрик
Гениальный нуар и одна из лучших, если не лучшая роль Ланкастера. Его журналист Джей Джей Хансакер традиционно входит в топы лучших кинозлодеев в истории кино, составляемых киноинститутами по обе стороны Атлантики. Немного подробней писал о фильме здесь.
Элмер Гантри (Elmer Gantry), 1960, режиссер - Ричард Брукс
Еще один грандиозный актерский успех Ланкастера. В фильме он исполняет роль титульного персонажа - циничного успешного коммивояжера, решившего освоить более прибыльный бизнес и переквалифицироваться в проповедника-евангелиста. Сыграл так хорошо, что получил "Оскар", когда последний еще имел какое-то значение.
Леопард (Il gattopardo), 1963, режиссер - Лукино Висконти
В середине 60-х Голливуд находился в кризисе: традиционный подход к кинопроизводству перестал приносить былые дивиденды, а по всему миру бушевали новые волны, на фоне которых голливудские фильмы выглядели допотопными. Ланкастер стал одним из первых голливудских тяжеловесов заглянувших в европейское арт-кино. И какое! "Леопард" Висконти - один из главных эпиков итальянского кино, не уступающий своим значением для кино вообще "Лоуренсу Аравийскому".
Поезд (The Train), 1964, режиссер - Джон Франкенхаймер
"Поезд" Франкенхаймера - один из немногих голливудских фильмов, сочетающих традиционную зрелищность индустрии с визуальными изысками Французской Новой Волны. Ланкастер играет члена французского сопротивления, который получил приказ перехватить нацистский поезд, груженный произведениями французского искусства, и предотвратить их вывоз в Берлин в конце Второй мировой.
Охрана замка (Castle Keep), 1969, режиссер - Сидни Поллак
Еще один фильм с Ланкастером, действие которого разворачивается в конце Второй Мировой, но разительно отличающийся от "Поезда" своей тональностью. Суровую героику сменил откровенный абсурдизм, напоминающий роман Джозефа Хеллера "Уловка 22" и олтменовский "госпиталь МЭШ". Хотя сюжетная линия с защитой произведений искусства осталась.
Баффало Билл и индейцы (Buffalo Bill and the Indians, or Sitting Bull's History Lesson), 1976, режиссер - Роберт Олтмен
Не секрет, что многие звезды Старого Голливуда в новую реальность 70-х не вписались, перейдя к телевизионным ролям и фильмам категории "Б". Берт Ланкастер стал счастливым исключением. На протяжении десятилетия он успел поработать как с ведущими европейскими режиссерами, так с режиссерами Нового Голливуда такими как Роберт Олтмен.
Двадцатый век (Novecento), 1976, режиссер - Бернардо Бертолуччи
1976 год стал лучшим годом в карьере Ланкастера. Он сыграл сразу в 5 очень разных фильмах. В "Двадцатом веке" актер исполнил роль старого итальянского аристократа, чья смерть очевидно символизирует конец старой сельско-патриархальной эпохи и переход в эпоху модерна.
Последний отблеск сумерек (Twilight's Last Gleaming), 1976, режиссер - Роберт Олдрич
Ланкастер играет роль мятежного американского генерала, захватившего шахту с баллистической ядерной ракетой и теперь шантажирующего её запуском американские власти. В отличие от злодеев боевиков из 90-х его цель не выкуп, а публикация документов, проливающих свет на истинные причины Вьетнамской войны. Старомодное разговорное кино, прикрывающееся триллером, но де-факто являющееся политическим высказыванием, сделанным по горячим следам поражения во Вьетнаме.
Атлантик-Сити (Atlantic City, USA), 1980, режиссер -Луи Маль
Меланхоличная криминальная драма, деконструирующая жанровые тропы нуара. Ланкастер выдает последний гениальный перфоманс в своей карьере, исполнив роль стареющего гангстера-неудачника, случайно втянутого в заваруху с мафией.