Рассказ основан на реальных событиях.
Эта невероятная история произошла в конце войны, весной 1945 года. Немецко-фашисткие войска группы армий "Север" в октябре 1944 года в результате наступления советских войск оказались отрезаны и заперты на Курляндском полуострове. Войскам 2-го Прибалтийского фронта Ставка Верховного Главнокомандования поставила задачу во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом не допустить ухода блокированной курляндской группировки. На полуострове к этому времени находилось еще до 30 немецких дивизий численностью около 300 тысяч человек. Здесь располагалась военно-морская база Лиепая, откуда шло снабжение окруженных гитлеровских войск по морю из фашистской Германией. Советские войска пытались расчленить и уничтожить окруженную группировку фашистких войск, но попытки наступать на хорошо оборудованные немецкие позиции заканчивались большими потерями для наступающих. Мощные удары по врагу наносила бомбардировочная и штурмовая авиация ВВС РККА и Краснознаменного Балтийского Флота. Однако немцы располагали несколькими аэродромами, и над полуостровом постоянно шли воздушные бои. Также немецкие войска обладали большим количеством зенитной артиллерии, которая осуществляла прикрытие наземных войск.
Под городом Лиепая находился концентрационный лагерь для гражданских лиц, в котором находилась и моя прабабка, Васильева Мария Ниловна. В концлагерь она была помещена со своим малолетним сыном Николаем и мужем Петром Васильевым. Мужские и женские бараки находились в разных частях лагеря и были разделены между собой. Концентрационный лагерь был обнесен рядами колючей проволоки, а на вышках по периметру концлагеря дежурили фашисткие автоматчики. Над концентрационным лагерем в сторону Лиепаи часто пролетали армады советских штурмовиков и бомбардировщиков, прикрытые истребителями. При приближении наших самолетов все заключенные концлагеря были обязаны спрятаться в бараки, с тем чтобы не привлекать внимание советских самолетов и не быть обнаруженными. При пролете советских самолетов отчаянно начинала палить немецкая зенитная артиллерия, и осколки зенитных снарядов с грохотом били по крышам. При этом немецкие охранники на вышках прятались в вырытые поблизости от дежурных вышек блиндажи и землянки, боясь быть пораженными осколками разорвавшихся зенитных снарядов, дождем падающих с неба. При падении осколки снарядов издавали тоненький свист, за которым следовало громкое чавканье, когда они падали на землю.
В один из дней 1945 года с бомбежки возвращалась группа советских самолетов, прикрытая истребителями. Внезапно их с высоты атаковали несколько пар фашистских истребителей. Прямо над концентрационным лагерем разгорелся ожесточенный воздушный бой. Очереди авиационных пушек и пулеметов вспарывали воздух , истребители сцепились в крутящийся клубок в высоте неба. Несколько женщин из барака , несмотря на категорический запрет под страхом расстрела, выбежали наружу. Вот вспыхнул и камнем упал в лес один советский самолет, в хвост которому смог зайти фашисткий истребитель. Но тут же был сбит и фашист. Меткая очередь одного из советских истребителей спустила с небес на землю фашистского аса, только что сбившего наш истребитель. Но пара фашистов, до этого державшаяся в стороне от круговерти боя, с пикирования атаковала наш истребитель. Советский летчик успел заметить опасность и пошел на вираж. Фашистская пара развила на пикировании большую скорость и стремительно сближалась. Меткая очередь фашистского аса поразила советский самолет. Наш самолет закрутился волчком, вспыхнул и с ревом врезался в землю около концентрационного лагеря. Но за несколько секунд до падения советский летчик успел выброситься из кабины горящего самолета и рванул кольцо парашюта над самой землей.
Раскрытие купола и касание земли произошло почти одновременно. Летчик приземлилися прямо на территорию концентрационного лагеря, в его женскую половину. Мария Ниловна ухватила ошалевшего от круговерти боя спасшегося советского пилота и затащила его прямо в женский барак. Кто-то из заключенных женщин успел погасить и спрятать его парашют. Попрятавшаяся во время воздушного боя охрана концентрационного лагеря ничего не заметила, а раскатистый взрыв советского самолета убедил их в том, что советский летчик погиб. Искать советского пилота фрицы не стали. В бараке перед Марией Ниловной стал вопрос - что делать и как спрятать советского пилота ? Ведь если фрицы узнают, что в бараке прячут советского летчика, то всех заключенных женщин ждет неминуемый расстрел. Пока продолжался воздушный бой и слышался перестук авиационных пушек, женщины в бараке переодели советского летчика в женскую одежду, повязали платок, измазали лицо сажей и кое-как состригли ему все волосы. И вроде как прятали его где-то в яме в земле под нарами при проведении поверок. Сложно вспомнить за давностью лет подробности рассказа чудесного спасения нашего пилота, но факт остается фактом : когда советские войска прорвали оборону фашистов и освободили узников концлагеря, советский пилот-истребитель был жив и здоров. Он записал и заучил адрес моей прабабки на Псковщине и горячо обещал, что если выживет в оставшиеся дни круговерти войны, то непременно найдет ее после войны и всем расскажет о ее подвиге. Наш летчик очень хотел вернуться в свой полк и снова подняться в небо. Он хотел успеть отплатить фашистам за смерть и слезы советских людей в фашистском концлагере и гибель своего боевого друга.
Отгремели раскаты войны, вернулись на Псковщину освобожденные из фашистской неволи советские люди, восстановили сожженые войной дома и снова стали жить мирной жизнью. Долго ждала Мария Ниловна спасенного летчика. Но не дождалась, не приехал он к своей спасительнице. Видимо, молодой парень погиб. Наверное, молоху войны очень нужна была еще одна жертва, еще одна молодая жизнь советского пилота.
Люди, всегда помните наказ солдат, вернувшихся с той страшной войны:
ЧТОБЫ НИКОГДА НЕ БЫЛО ВОЙНЫ !
Если вам понравился рассказ, то ставьте лайк и пишите комментарии.