Найти в Дзене

Она была начальной малокомплектной

Оглавление

Школа в Дуброве, в отличие от Григоровской, была только начальной малокомплектной. Одна учительница вела все четыре класса. Первый и третий классы учились одновременно в одной классной комнате в первую, а второй и четвёртый — во вторую смену.

Тогда я как-то не задумывался — легко ли учителю работать одновременно с двумя классами. Сейчас, сам полжизни проработав школе, я достаточно ясно представляю себе, насколько это сложно. Даже мне первое время было трудно на уроках — невольно отвлекался, когда учительница начинала работать с первоклашками. Но понемногу привык.

Какой была эта школа

Первое, что бросалось в глаза, когда ты входил в школу, это висевший на стене плакат. Я долго копался в интернете и недавно нашёл этот плакат. Не знаю, как он воздействовал на взрослых людей, а вот я всякий раз, глядя на него, испытывал искреннее чувство гордости и радости за то, что живу в самой свободной и передовой стране. А рядом с этим плакатом, помнится, висел другой, который призывал ехать осваивать целину.

Этот плакат на стене школы мне особенно запомнился
Этот плакат на стене школы мне особенно запомнился

Классы были небольшими, причём наш был самым маленьким — вместе со мной в нём было всего четыре человека. В следующем году, когда мы учились в четвёртом классе, сначала выбыл Толя, с которым я больше всех подружился — его маму (она работала лесничим) перевели в село Вильва, находящееся в пяти километрах от нашей деревни. Мы остались втроём в классе. А во втором полугодии, когда меня отправили на лечение в райцентр, в классе оставалось всего два человека. К концу учебного года я вернулся, и начальную школу мы закончили втроём.

В классном помещении было два ряда парт, на каждом из которых сидел один класс. У задней стенки стояли несколько столов, стулья и табуретки. На столах лежали художественные книги, подшивки детских журналов и газеты "Пионерская правда" (их выписывала школа), шашки, шахматы. Не моей памяти пропажи или порчи чего-либо из того, что было выложено на столах, не было.

Как мы играли на переменах

Любимым нашим занятием на переменах была игра в Чапаева на шашках.

-2

Для тех, кто не знаком с этой игрой, коротко о правилах игры:

1. Играют два человека на клетчатой доске. Игра состоит из нескольких раундов.

2. Задача каждого игрока — щелкать по своим шашкам сбивая шашки противника с поля.

3. Побеждает в раунде тот, у кого на игровом поле останутся шашки.

4. Победивший в раунде игрок перемещает свои шашки на один ряд вперед, расстояние до противника сокращается.

5. После семи победных раундов победитель возвращается на первый ряд и меняет род войск — пехота может быть сменена на дзоты, башни, крепости и т.д. О количестве и порядке смены родов войск договариваются заранее.

Понятно, что на переменках мы не только сражались в Чапаева, но и читали, играли в различные игры, а то и просто бегали — нужно же было куда-то растрачивать излишки энергии.

Учёба мне давалась легко, но отличником я был не в каждой четверти — часто получал четвёрки по чистописанию. Был такой предмет в расписании начальной школы. Позже эти уроки сократили, и дети учатся писать только на уроках письма. Несмотря на мои личные затруднения с чистописанием, я считаю, что его зря отменили. Чтобы прийти к такому выводу, достаточно глянуть, как пишут большинство современных школьников. На их фоне даже мой почерк выглядит чуть ли не каллиграфическим.

Акробатическая пирамида
Акробатическая пирамида

В школе мы не только учились — учителя добросовестно вели и активную внеклассную работу. Анна Антоновна, несмотря на занятость, вела для девочек кружок рукоделия, руководила школьной художественной самодеятельностью. К каждому празднику мы готовили концерты, на которые приглашались наши родители. Что интересно, обязательным компонентов этих концертов были акробатические пирамиды. Пример такой пирамиды приведён на фотографии.

Продолжение

Предыдущая статья

Первая статья "Самый страшный год в моей жизни"