Найти тему
Октагон.Медиа

Без суда и обмена

Фото на обложке: OzinOH/Flickr
Фото на обложке: OzinOH/Flickr

Россия не получит пасхального подарка от Израиля в виде Александровского подворья в Старом городе Иерусалима. Переговоры о передаче ей прав собственности, длившиеся несколько лет и активизировавшиеся в последние месяцы, оказались безрезультатными. На днях Иерусалимский окружной суд заблокировал сделку. Какими будут последствия?

Россия пытается получить в собственность Александровское подворье уже не первый год, однако предметный разговор о передаче ей исторического объекта в Иерусалиме начался несколько месяцев назад, когда в российской тюрьме оказалась 26-летняя гражданка Израиля Наама Иссахар. В апреле 2019 года российский суд обвинил её в контрабанде наркотиков и приговорил к 7 годам и 6 месяцам лишения свободы. Израильтянка провела в подмосковной колонии почти 10 месяцев, после чего была помилована президентом России Владимиром Путиным и вернулась на родину.

Израильтянка Наама Иссахар вышла на свободу после помилования президентом РФ
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Израильтянка Наама Иссахар вышла на свободу после помилования президентом РФ Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Переговоры о возвращении Иссахар в Израиль велись на самом высоком уровне. Участие в освобождении принимал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. А незадолго до подписания акта о помиловании с официальным визитом в Израиль приезжал Владимир Путин. Израильские СМИ, в частности, 13-й телеканал и газета «Вести», сообщали о том, что Кремль в обмен на освобождение гражданки Израиля просит об урегулировании вопроса с подворьем и Нетаньяху готов к заключению подобной сделки. Однако провести операцию одновременно, наподобие обмена заложниками, не удалось.

Девушку отпустили 29 января этого года, а подворье к России так и не перешло. 

С российской стороны непосредственной работой по получению прав на подворье в Иерусалиме занималось Императорское православное палестинское общество (ИППО), возглавляемое Сергеем Степашиным. Довести дело до конца ему помешало неожиданное препятствие в виде принятого в Израиле судебного решения о приостановке процедуры регистрации прав.

Что стоит за отказом израильского суда

По словам источника «Октагона» в дипломатических кругах, знакомого с ходом переговоров, причиной принятого судом решения могут являться внутренние политические противоречия в Израиле, а его следствием – проблемы Нетаньяху и осложнение российско-израильских отношений. К слову, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже выразил надежду на то, что израильская сторона одумается и «сохранит свою приверженность решению о передаче этого подворья». Он также акцентировал внимание на том, что Владимир Путин во время визита в Израиль благодарил Биньямина Нетаньяху за его согласие передать России Александровское подворье.

Владимир Путин во время своего визита в Израиль благодарил Нетаньяху за согласие передать России подворье
Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Владимир Путин во время своего визита в Израиль благодарил Нетаньяху за согласие передать России подворье Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

«Решение суда идёт вразрез с личными договорённостями Путина и Нетаньяху. Теперь поддержка израильского премьера со стороны России, в том числе и материальная, может уменьшиться, что представляет значительные риски для Нетаньяху как политика», – отметил источник «Октагона». По его информации, «русские партии» Израиля (прежде всего партия Авигдора Либермана), финансируемые Кремлём, оказывают значительное влияние на премьера. Снизив свою поддержку или уйдя в оппозицию, они могут начать создавать для него проблемы.

Источник не исключает того, что принятое Израилем решение может быть попыткой продемонстрировать Западу свою солидарность с ним.

«Генассамблея ООН заблокировала принятие проекта резолюции об отмене санкций в отношении России, не сочло нужным снимать санкции в условиях пандемии и руководство ЕС. Вот и Израиль решил не отдавать стране-изгою подворье». В пользу этой версии говорит тот факт, что сейчас Александровское подворье находится под управлением немецкого Православного палестинского общества (ППО), которым руководит Николай Воронцов-Гофман.

Степашин оказывается крайним?

Заблокированная сделка наносит значительный имиджевый удар по Сергею Степашину, не сумевшему завершить процедуру передачи подворья России, отмечает другой источник, близкий к Администрации президента. Комментируя судебное решение в СМИ, глава ИППО уже заявил, что общество продолжит добиваться своей цели через суд. «В этой ситуации Степашин оказывается крайним, и его реноме в глазах президента страдает», – сообщил источник.

Сергей Степашин
Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ
Сергей Степашин Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

По его словам, положение Степашина усугубляется тем, что его отношения с президентом и так уже довольно продолжительное время оставались непростыми. «В своё время он позволял себе общаться с Путиным покровительственным тоном, что не могло остаться незамеченным. Теперь он очень хочет выслужиться», – говорит собеседник «Октагона». В 90-е годы Степашин занимал в России ключевые посты – от заместителя министра безопасности, директора Федеральной службы безопасности и министра внутренних дел до председателя правительства. На последнем посту в 1999 году его сменил Владимир Путин.

Зачем России Александровское подворье

Россия считает, что Александровское подворье должно принадлежать ей, поскольку земля, на которой оно расположено, была приобретена в 1859 году императором Александром III, а сам комплекс был построен в 1896 году Императорским православным палестинским обществом. После революции его руководитель эмигрировал в Германию (его последователем сегодня является нынешний руководитель немецкого ППО Воронцов-Гофман). Возобновило своё существование общество и в Советской, а затем в современной России.

Освящение Порога Судных Врат в Иерусалиме. Александровское подворье. 11 марта 1891 года
Фото: Монах Тион
Освящение Порога Судных Врат в Иерусалиме. Александровское подворье. 11 марта 1891 года Фото: Монах Тион

Немецкое ППО утверждает, что право его собственности на Александровское подворье первично. Возглавляемое Степашиным ИППО, в свою очередь, убеждено в том, что организация Воронцова-Гофмана не имеет отношения к историческому Императорскому православному палестинскому обществу, а значит, не должна владеть правом собственности на подворье.