Найти тему
Ashline вещает

"Герника" - мое виденье шедевра.

Подобного материала много на просторах интернета, но так как картина является моей любимой напишу именно о ней. На "Гернику" хочется смотреть вечно и не отрывая глаз. Она завораживает своей трагичностью, эмоции переполняют сознание, адреналин в крови подскакивает, хочется спрятаться, но подглядывать за картиной из своего укрытия.

Начнем с истории. 26 апреля 1937 года фашистские самолеты разбомбили городок Герника, на севере Испании. Эта операция стала наиболее смертоносной в истории гражданской войны в Испании между сторонниками демократии- республиканцами и фашистским режимом Франсиско Франко. На тот момент Пикассо уже получил заказ от правительства Испании на большую картину, для одной выставки. Узнав о трагедии Пабло Пикассо принялся неистово трудиться, уже в мае были сделаны первые наброски, а спустя всего два месяца «Герника» была закончена.

Полотно выполнено в черно-белых тонах, за счет этого картина кажется плоской, но из-за грамотного высветления и затемнения некоторых участков, мы видим не трехмерное изображение, а те детали, которые не должны видеть. Первое, что поражает в картине – размер, он составляет примерно 351 сантиметр в высоту и 782 сантиметра в ширину. По своей сложности и беспорядочности символизм изображения напоминает саму войну. С самого начала неимоверных размеров полотно сбивает нас с толку, оно выдержано в абстрактном стиле кубизма, пионером которого выступал Пикассо. Двухмерность холста намеренно подчеркивается в кубизме- это достигается за счет выстраивания изображения в одной плоскости, что позволяет зрителям разглядеть один и тот же объект зачастую с разных, не возможных перспектив. При помощи подобной техники Пикассо удивлял публику, даже вполне традиционными сюжетами, однако в контексте данной картины увеличивается масштаб трагизма, насилия, разрушений и жертв.

Многочисленные перспективы только усиливают ужас от увиденного, взор мечется по периметру холста в четных поисках символов мира и не находит их. В крайнем левом углу причитает женщина, на руках который лежит мертвый ребенок, ее глаза словно стекают по лицу принимая форму слез, а голова не естественным образом запрокинута назад. Подражая позе младенца внизу лежит статуя солдата, но он не в силах защитить женщину и ребёнка, наоборот, его тело разлетелось на куски, а в руке зажат обломанный меч. В противоположном углу картины, мы видим женщину в отчаянной попытке спастись, но ее нога зажата обломками, а все шансы выбраться сводятся к нулю. Немного дальше мы замечаем еще одну жертву, скорчившись, она беспомощно сгорает в языках пламени. Все эти действующие лица обрамляют холст, они попали в страшную западню, от чего картина внушает пронзительное чувство клаустрофобии, хотя меньше всего ожидаешь такого от произведения с подобным масштабом.

Некоторое облегчение вносит лампочка, с неровными краями, похожая на солнце, но как считается представляющая технический прогресс современной войны, освещающая весь хаос, творящийся под ней. Однако зрителей тут же возвращает к сути происходящего светильник, который высунувшись из окна сжимает в руке женщина. Ее взгляд полон отчаяния, а огонек надежды в руках совсем не мерцает, а скорее затухает.

Самыми противоречивыми фигурами на картине являются, пожалуй, животные. Они стали воплощением то ли невинных жертв, то ли боли, то ли ужаса. Лошадь, освященная тусклым светом лампы, показывает всю боль народа, которую трудно не заметить. Вместо языка изображен кинжал, приглядитесь и вы заметите еще большое количество кинжалов на картине. Неподалеку от лошади – бык с совершенно не тронутой эмоциями мордой. Он является единственным живым существом, которое не испытывает ни страха и ни ужаса. Если внимательно посмотреть можно заметить, что хвост быка изображен в виде дыма от пламени разрушений.

По всей картине разбросано множество дополнительных деталей, хранящих немало секретов. Для внимательных зрителей вверху картины появляется птица, мечущаяся в попытке улететь, тело лошади пронзают рога быка, а из обломанного меча солдата вырастает цветок. Эта загадочная и ужасающая картина и по сей день является шедевром антивоенной живописи. Даже не зная ее истории, сути, она повергает в шок, дарит ощущение паники и заставляет всматриваться в «душу» изображения все глубже и глубже. Наверное, этим она и привлекает к себе.