Найти тему

ДОМАШНЯЯ МОЛИТВА В КОРОНОВИРУС

Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России

В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).

Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. <…> Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь <…> Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8).

Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

Непрестанно молюсь о всех вас.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Мы привыкли к тому, что в храмах нас много. Мы уже не замечаем этого. Это даже порой нас раздражает (толкучка!)... И вот наступило время задуматься: что это для нас значит - быть вместе?

Кто-то говорит: я скучаю по нашему храму, мне не хватает Причастия, мне тоскливо без служб.

Но доказывает ли это, что мы любим нашу Церковь?

А скучаем ли мы по людям, нашим братьям и сестрам во Христе? И не только по тем, с которыми подружились на своем приходе? Что значат для нас те ближние, которых мы привыкли видеть за богослужением, но вот уже много дней, а скоро и несколько недель, не видим? Что для нас значат те ближние, которые редко бывают на богослужении, и наполняют наши храмы в великие праздники, может быть даже лишь один или два раза в год? Что значат для нас наши храмы, наши приходы не в смысле стен, а в смысле людей, сюда приходящих?

И это верно не только для приходов: что для нас значит быть одним обществом? одним народом?

У нас есть повод и время задуматься над этим. И стать лучшими христианскими общинами, лучшим обществом, лучшим народом.

Одна из тем, всплывших в связи с необходимостью пребывать в своих домах и квартирах и, как следствие, не ходить на богослужения, стала видеотрансляция богослужений.

В пользу таковой, особенно если речь идет о трансляции из "своего" храма, выдвигается аргумент, что таким образом те люди, которые смотрят трансляцию и молятся вместе с клиром и клиросом, сохраняют связь с общей богослужебной молитвой, со своим приходом.

Против этой практики и в пользу самостоятельного чтения и пения людьми праздничных служб, адаптированных к домашнему совершению выдвигается аргумент, что самостоятельное совершение молитвы более способствует сосредоточению, чем мелькание экрана, а в семьях - более сплачивает семьи вокруг этой молитвы.

При том, что вторая точка зрения мне ближе, не могу не признать некоторую справедливость первого приведённого мнения. Действительно, в нынешнее время видеотрансляции позволяют не забывать о храме как месте совершения богослужения, не забывать о своей приходской общине. Более того, самостоятельное чтение богослужебных последований может привести к возникновению ощущения самодостаточности: зачем мне храм, если я и сам прочитаю?

Так что, наверное, можно бы чередовать ту и другую практику.

Но.

Как сторонник второго подхода добавлю всё же, что аудиовизуальный мир засасывает сильно. Есть риск привыкания к "онлайн-богослужению" уже не как к чему-то, связанному с совершенно исключительной ситуацией в мире, но как к допустимому варианту. Да, конечно, поначалу варианту не на постоянной основе, но вот сегодня не получилось пойти в храм - ах, ничего, я по видео посмотрю. А затем и почаще. Да и зачем в храм входить? Все ж в интернете есть.

А зачем в храм ходить? Затем, что Бог не в душе, а там, где двое или трое собраны во Имя Его. Вместе собраны. Не онлайн.

Поэтому трансляция трансляцией, но будем помнить, что она остается суррогатом. Как мне очень пронзительно написала одна прихожанка: "когда мы смотрим трансляции, слёзы текут от боли, что мы не можем присутствовать на этих богослужениях". Спасибо ей за эти слова.