Сегодня так много говорят о добрых делах, что решительно невозможно отличить дело по настоящему доброе от мнимо доброго. А как бы надо понимать это отличие!
Еще святитель Игнатий предупреждал нас полтора столетия назад, что придут времена, когда мир будет глубже и глубже утопать в пороках. Именно в эти времена падший мир будет все громче и громче заявлять о своих добродетелях. Все это теперь у нас на глазах происходит.
Как же разобраться в добре и зле, когда познание их еще нашими прародителями окончательно смешано и потеряно. Но для себя я нашел сегодня одну подсказку. По-настоящему добрым может быть только то дело, к которому приложил должное усилие. Когда душу вложил, в пусть даже в незначительную милость. И, главное, надо, чтобы никто об этом ничего не узнал.
Монахиня Екатерина Фомичева, которая долго жила в Сергиевом Посаде, рядом с Троице-Сергиевой лаврой, как-то говорила мне: «Вот думала я: когда стану старой и немощной и не смогу работать, как спасаться? И вот что я придумала. К мощам Преподобного Сергия всегда стоит очередь. В будние дни – небольшая, а в праздники – на несколько часов. Вот я и придумала: буду занимать очередь к мощам и стоять. А когда увижу человека, который торопится, или больного, или еще какого нуждающегося, вот я ему свою очередь и отдам. А сама снова займу».
В этом способе «спасения» для пожилого человека полная, даже чрезмерная отдача сил. Весь день простоять на ногах и для молодых непросто. Но мне кажется, что только такие дела и есть добрые. И Спаситель в Евангелии говорит, что жертва бедной вдовы, пусть и малая, только и есть настоящая жертва, потому, как она отдала все.
Вот и меня Господь сподобил сегодня отдать ближнему сил больше, чем их у меня было. И теперь мир на сердце. Радость тихая. Даже некоторое умиление. Хорошо. Хоть и сам теперь без сил совсем... Слава Тебе, Господи!