Как только пандемия коронавируса добралась до России, стало очевидно, что без серьезных ограничений прав и свобод людей нас ждет катастрофа. Ограничения достаточно быстро ввели - самоизоляция, выход на улицу с регистрацией и смс. Но цифровой ГУЛАГ не был бы ГУЛАГом без санкций и репрессий за нарушение своих законов.
И такие репрессии нам быстро подвезли депутаты. 1 апреля были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), полиция приступила к отлову нарушителей и передаче дел в суды. Суды разных регионов к вопросу подошли по-разному. В прессе появилась информация, что аномальный гуманизм проявили суды Татарстана. Мы решили разобраться, и пришли к дерзкому выводу: татарские суды гуманны не потому что гуманные, а потому что татарские.
Если коротко, коронавирусные штрафы делятся на 3 категории:
- ч. 2 ст. 6.3. КоАП - от 15 до 40 тысяч рублей;
- ст. 20.6.1 КоАП - от 1 до 30 тысяч рублей;
- штрафы региональных властей, введены далеко не везде, в Москве например от 4 до 5 тысяч рублей.
Принималось все это в дикой спешке, без официальных разъяснений. Как применять новые наказания, чем эти статьи отличаются друг от друга, кроме величины штрафа - не поняли примерно все - полиция, люди, депутаты, суды. Без четкой линии сверху, правоприменение пошло по традиционному для нас пути - хватать непричастных, наказывать невиновных. Где-то полиция хватала за рукав родителей с колясками в метре от подъезда и выписывала 15 000, где-то люди собирались жарить шашлыки чуть ли не у околотка, а реакция властей - нулевая.
В Республике Татарстан первоначально суды стали ретиво выписывать штрафы по милицейским протоколам по ст. 6.3. КоАП, но затем в дело вмешался Верховный суд республики, и дал указания все дела приостановить, а затем пошла волна прекращения несправедливых наказаний.
Официальная статистика по карантинным штрафам находится в открытом доступе, но юзабилити совершенно отстойное. Хурма любит вас, поэтому напряглись и ручками свели все значимые цифры, результат на диаграмме ниже.
Население Казани - 1 250 000 человек, в городе работают семь районных судов. С момента начала всей канители с карантином, они рассмотрели почти 250 дел по нарушениям ст. 6.3. КоАП. Как видно выше, большая часть дел возвращена полиции обратно без рассмотрения. Почему так произошло? Все очень просто - суды опомнились, где-то с подачи правозащитников, а скорее всего - с указки вышестоящего руководства.
Дело в том, что ст. 6.3. (как нам пришлось догадаться самим, объяснить сразу было нельзя) введена для нарушителей карантина - больные короной, те кто с ними был в контакте, те кто вернулись из зарубежных стран - одним словом, достаточно узкая категория населения, но с более жесткой ответственностью за нарушение режима.
Для всех остальных (мы с вами, сидящие на самоизоляции по указам региональных властей) за беспричинный выход из дома положен штраф по ст. 20.6.1. КоАП, а там градация от 1 до 30 тысяч, что в любом случае помягче чем от 15 до 40. Именно это стало причиной массовой отмены в суде полицейских протоколов.
Что еще мы накопали? Даже там, где казанские суды соглашались рассмотреть дело, для людей все заканчивалось достаточно нежно - во многих случаев дело прекращали за малозначительностью - это когда судья считает что нарушение было, но опасность его незначительная и есть смягчающие обстоятельства. В этом случае человек получает устное замечание и уходит с миром. Важно понимать, что обычно суды такое не практикуют, но в нашем примере - явление массовое.
Даже там, где люди получили штраф, суды во многих случаях пошли еще на одну исключительную меру - снижали штраф по правилу "ниже низшего", то есть в 2 раза. Например, вместо 15 000 - 7 500.
Но и это еще не все! Когда власти поняли в чем дело, они стали оформлять протоколы по "правильной" статье - 20.6.1 КоАП, а суды в основном продолжили избирать минимальное наказание - 1 тыс. руб., хотя были вправе назначить все 30.
Почему так нежно? У нас есть гипотеза. Очевидно, что ситуация с пандемией максимально взвинтила (сейчас будет избитый журналистский штамп) градус общественного недовольства. Опасная невидимая болезнь вокруг, потеря работы и урезание зарплаты, бизнесы на грани разорения, нахождение взаперти почти 24/7, невнятные и запоздалые меры поддержки от государства - народ накручен. В этой ситуации показные максимально жесткие репрессии - весьма спорная тактика с точки зрения управления регионом.
Но почему именно Татарстан? У нас есть еще одна гипотеза. После развала СССР республика была в шаге от полного отделения от России. Свои деньги, внешнеэкономические отношения, пониженная доля налогов в бюджет федерации. И вернуть регион в наше правовое поле стоило огромных усилий, в качестве штриха можно отметить такой факт - только в 2002 году и Конституции РТ исключили фразу о "суверенности" (независимости) Татарстана. И по сей день, регион сохраняет и подчеркивает свою "особость" в составе России, взять хотя бы языковой вопрос.
Такой регионализм (если не назвать жестче) конечно же вредит укреплению нашей страны как федерации но с четкой вертикалью власти. Но иногда минусы оборачиваются плюсами. И выходит, что независимая богатая республика, которая обладает субъектностью и (это важно!) так себя ощущает - лучше чувствует текущий момент и лучше заботится о своих гражданах. Звучит вызывающе, но возможно в национальных республиках отношение к людям более человеческое, люди там "свои" - то чего как раз не хватает властям "обычных" регионов. Хотя, справедливости ради, Татарстан сложно считать национальной республикой, этнических русских там половина.
Так или иначе, президент Путин официально возложил всю ответственность за борьбу с вирусом на региональную власть. И, кажется, Татарстан такую ответственность готов брать на себя не на словах, а на деле, взвешивая все факты и не в последнюю очередь - интересы населения. И при этом - работать не "под козырек" и без оглядки на Москву. Как мы увидели выше, иногда это бывает необходимо, ведь справедливый суд - это основа государства.
Вместо эпилога.
"Без хозяина дом не стоит" (тат. пословица).