В Москве и Подмосковье проживает в общей сложности 20 миллионов человек, возможно чуть более с учётом приезжих. Большинство из них живёт в пределах агломерации Москвы, которая в некоторых направлениях тянется на несколько десятков километров от центра города. Насчитывается порядка 10 основных направлений, идущих от центра Москвы. Это направления метро, электричек, дорог. Примерно столько же насчитывается и федеральных трасс, вдоль которых и проходят радиальные железнодорожные направления. Между федеральными трассами также проходят и региональные дороги. Федеральные трассы тянутся на сотни, а то и тысячи км, в то время как региональные, как правило, не более, чем на 200 км и проходят в основном в пределах одного-двух регионов.
Возьмём, к примеру, Егорьевское шоссе. Оно проходит по территории Московской и Рязанской областей, начинается в подмосковном городе Люберцы, который сливается с Москвой с ВЮВ стороны, а заканчивается в городе Касимов Рязанской области. Его протяжённость составляет 263 км. Обозначается номером Р105. Почти на всём протяжении данное шоссе двухполосное. И считается одним из самых аварийных в МО. Проходит от Москвы в восточно-юго-восточном направлении. Оно считается дорогой регионального значения.
А вот Новорязанское и Горьковское шоссе, между которыми оно проходит, считаются федеральными трассами и их протяжённость превышает 1000 км. Далее они не заканчиваются, а переходят в другие федеральные трассы, обозначаемые уже своим номером и названием.
Население всей Московской области распределено неравномерно. Восточная половина, да и южная часть заселены больше, чем западная, северная. Там рассредоточены основные виды промышленности. И цены на жильё недорогие. А запад считается экологически чистым и более престижным, чем восток, и жильё там дороже. Там расположены правительственные поселения, например вдоль Рублёвки, Новой Риги. На востоке же проживает более простой народ. Из-за их большей численности именно восточные направления испытывают больше всего проблем на дорогах, ведущих в Москву. Не обходится без них и на западе, и на севере, но где-то ситуация получше, где-то похуже. Представляю вам рейтинг федеральных трасс, которые на мой взгляд являются наилучшими и наихудшими на территории Московской области.
Итак, 3 самые лучшие трассы - это:
1. М4 "Дон".Ну тут думаю, без сомнений, все про неё знают. Она является платной трассой, но единственный пункт взимания оплаты расположен примерно в 50 км от МКАД, в районе Михнево, к западу от железнодорожной платформы Привалово Павелецкого направления МЖД. Стоимость проезда через него для легкового автомобиля составляет 160 рублей. Это, я думаю, не слишком дорого, как например, на двух других платных дорогах - трасса М11 Москва - Санкт-Петербург, где, например, от МКАДа до аэропорта Шереметьево нужно заплатить несколько сотен рублей, а это всего около 10 км и северный обход Одинцово. А по М4 от МКАДа до Малого бетонного кольца, а в сторону Москвы и от Барыбино (чуть далее этого бетонного кольца) можно проехать абсолютно бесплатно, так как там нигде нет пунктов, где необходимо оплатить проезд, хотя от МКАДа и до этого пункта взимания оплаты трасса официально считается платной. И от Большого бетонного кольца и далее, например, до Ступино или Каширы, или с дальнейшим выходом в районе Каширы на трассу Р22 (ранее М6) "Каспий, тоже можно проехать по ней бесплатно. Дорога широкая, без светофоров, отличное покрытие, как говорят некоторые, как будто не в России, а в Европе. И как мне кажется, именно она является самой лучшей трассой в Подмосковье. Ведь именно по ней можно попасть из Москвы в Сочи, где проводились Зимние Олимпийские игры в феврале 2014 года, на Кавказ, в Крым. И к этим Олимпийским играм большую часть трассы реконструировали.
2. М2 "Крым. Ещё называется Симферопольское шоссе. Это соседняя трасса с западной стороны относительно М4 "Дон". На ней тоже нет ни одного светофора, да ещё и бесплатная в отличие от Дона. Качество дороги, возможно, чуть похуже, чем на той, но по ней можно очень быстро доехать в такие города, как Тула, Чехов, Серпухов. Несмотря, что она напрямую идёт в Крым, в сам Крым по ней сейчас никто не ездит, так как она проходит по территории Украины. Вообще интенсивность движения по этому направлению после событий на Украине в 2014 году заметно снизилась. На дорожных знаках она, как и М4 "Дон", обозначается зелёным цветом, как скоростная автомагистраль, но бесплатная.
3. М9 "Балтия". В Подмосковье она именуется как Новорижское шоссе (или покороче Новая Рига) и проходит на запад-северо-запад от Москвы. До Волоколамска вот уже более десятка лет это широкая магистраль с разделительным газоном посередине дороги. После Волоколамска она сужается до двух полос, но ввиду развязки и отсутствия светофоров в Волоколамске там пробок не наблюдается. Населённых пунктов по этому направлению немного и идёт она в малонаселённые районы юга Тверской и Псковской областей, где население активно вымирает в последние десятилетия, из-за чего на дороге не сильно много транспорта. Также это направление считается одним из самых престижных, элитных, жильё здесь одно из самых дорогих в Подмосковье. Но проезд по этой трассе также абсолютно бесплатный, как и по М2 "Крым". Воздух здесь чистый, кругом речки, коттеджные посёлки - кайф!
Но по всем этим трём трассам наблюдаются пробки при подъезде к Москве, на выезд на МКАД, судя по мониторингу дорожной ситуации в Москве и области. Или из-за ремонта дороги, аварий. Но на некоторых других трассах дела обстоят намного хуже. Там заторы образуются из-за сужений дороги, вечных строек новых развязок, светофоров.
Вот вам рейтинг 3-х самых худших федеральных трасс в Подмосковье:
1. М8 "Холмогоры" (Ярославское шоссе, Ярославка). Решил как бы продолжить рейтинг от лучших к худшим, поэтому я её решил поставить на 3-е место среди самых худших и, соответственно, на самое лучшее место в тройке самых худших. Идёт от Москвы на север-северо-восток. Несмотря на то, что на этой дороге нет работающих светофоров, недавно ещё долго был единственный в районе поворота на Ивантеевку, да и тот только для пешеходного перехода, а сейчас там уже сделали надземный переход, там наблюдаются длинные заторы в районе Пушкино, а иногда в сторону Москвы, во время массового возвращения дачников домой, в воскресенье или последний праздничный выходной день, пробки начинаются уже в районе Софрино (15 км от Пушкино). Причиной тому является вечный ремонт дорог, строительство новых дорог и развязок в районе Пушкино, сужение дороги из-за ремонта. Ранее пробки были также и поближе к Москве, в районе Мытищ, Королёва, но после строительства там новых развязок и обходной дороги в районе посёлка Тарасовка пробки в тех местах ушли в историю. Также по этому направлению очень много (как мне кажется, оно лидирует) туристических мест Золотого кольца России. Это такие города, как Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Углич, Мышкин, Калязин. Это далеко не полный список. И, соответственно, полно туристов, туристических автобусов, да и дачники тоже порой любят отдохнуть в этих городах, на берегу Волги и озёр Плещеево, Неро, и цены не такие высокие, как по Новой Риге, поэтому Ярославка пользуется большой популярностью среди туристов. Ведь как же хорошо в летнюю жару немного отдохнуть в том же небольшом городке Углич или Мышкин, на берегу великой русской реки Волга, в спокойствии, не в городской суете, духоте. И интересные места посмотреть, а это музей, храмы, монастыри. Настоящий русский дух! Впрочем это всё и не только по этому направлению. Но вот вполне хорошей дороги, без пробок, почему-то пока не сделают, поэтому люди вынуждены терять час, а то и два в этой многокиллометровой пробке в районе Пушкино.
2. М7 "Волга" (Горьковское шоссе, Горьковка). Её древнее название - Владимирский тракт или Сибирский тракт. Эта дорога связывает Москву, западные регионы России, Европу с востоком, Уралом, Сибирью, Китаем. По ней заключённых ссылали в Сибирь. Поэтому и название Сибирский тракт. Но сначала она проходит древний русский город Владимир, основанный Владимиром Мономахом ещё в 1108 году, несколькими десятилетиями раньше Москвы, откуда и название Владимирский тракт. Отдельные участки этого Владимирского тракта можно увидеть в Измайловском парке Москвы, в районе города Старая Купавна, который расположен примерно в 20 км к востоку от Москвы, между Балашихой и Ногинском. Проходит трасса в восточном от Москвы направлении и, как было сказано выше, является основной трассой, связывающей столицу с такими регионами страны, как Поволжье, Урал, Сибирь. именно по ней можно попасть в большинство городов и районов нашей необъятной Родины. По этой трассе расположено большинство городов России с населением более 1 миллиона человек, это такие, как Нижний Новгород, который раньше, в советское время назывался Горький, в честь известного писателя Максима Горького, музей которого есть в данном городе, в честь этого и называется шоссе и направление электричек. Казань, Уфа, Челябинск, Пермь, Екатеринбург - тоже с население более миллиона человек и по этой дороге. И поток транспорта по ней довольно интенсивный. В Подмосковье на этом направлении несколько городов с населением более сотни тысяч человек - Ногинск, Электросталь, Орехово-Зуево и конечно же Балашиха, который является самым большим городом в Подмосковье с население почти в пол миллиона человек. Особенно численность населения прибавилась после присоединения к ней в начале 2015 года города Железнодорожный, население которого на тот момент составляло 150 тысяч человек. Это побольше Ногинска, Орехово-Зуево и примерно столько же проживает в Электростали. Недавно на этой трассе в черте Балашихи построили 3 разворотные эстакады и убрали все светофоры, ввиду чего движение там стало беспробочным. До этого осенью 2017 года построили и открыли три обычные эстакады, проходящие над основными перекрёстками города. А раньше, ещё менее, чем 5 лет назад, на данном участке было более десятка светофоров, в том числе и во время строительства первых эстакад. И из-за них на ней были большие заторы, в которых можно было потерять час, а то и более. После открытия первых эстакад приступили к строительству вторых разворотных и из-за этого строительства в самой Балашихе в сторону области наблюдались дикие пробки, обозначаемые коричневым цветом, то есть всё "стояло намертво". Но со стороны области, перед строительством тех же разворотов, пробки были не такие ужасные, участок дороги обозначался не коричневым, а красным цветом. В обоих направлениях пробка заканчивалась в районе ВНИИПО. Но из-за их постройки и расширения дорога стала сужаться при въезде в район Ногинска, Богородский городской округ. И из-за установки светофора в Новой Купавне пробки переместились в сторону Ногинска. Также видел, поближе к Ногинску, в посёлке Обухово тоже стройку затеяли, и там тоже пробки бывают. И перед самим Ногинском. Далее пробки могут возникать в районе Павловского посада, Орехово-Зуево и далее во Владимирской области, в районе городов Покров, Петушки, Лакинск. В разное время, когда смотрел пробки в Яндекс.Картах, видел в районе этих городов длинные красные участки. Думаю, это из-за ремонта дороги. Этим летом, возможно ещё дальше где-нибудь будут пробки, но посмотрим. Вообще кроме Балашихи на этой дороге достаточно много светофоров, из-за чего порой возникают пробки. Ну и из-за большого количества городов. Также по этому направлению расположены такие туристические центры, как Владимир, Суздаль, Муром, Дивеево, Мстёра, Палех, Покров. Также интересно посмотреть завод и музей фарфора в Ликино-Дулёво. Ну и несколько городов ещё вдоль реки Клязьма. цены на жильё тут невысокие, направление не считается престижным, что и привлекает сюда множество простых людей.
3. М5 "Урал" (Новорязанское шоссе, Новорязанка, Рязанка). Ну и эта федеральная трасса, пожалуй, самая проблемная в Московской области. Также, как и по Горьковке, тут большое количество крупных городов, ведёт она из Москвы в юго-восточном направлении, также в экономически важные регионы, такие, как Поволжье, Урал. Также по ней можно попасть в Казахстан, Среднюю Азию. Хотя официально она идёт до Челябинска, до этого города и Уфы, которая также расположена на этой трассе, быстрее доехать из Москвы по М7 "Волге". так как эти города расположены к востоку от Москвы и та трасса также идёт также к востоку. А по Новорязанке надо сначала проехать на юго-восток, а потом от Самары она компенсирует его, проходя в северо-востоку. В Подмосковье она частично дублируется старым Рязанским шоссе и из-за этого на этом направлении больше всего проблем, пробок. Сначала она внутри Москвы идёт как Волгоградский проспект, а дублирующая дорога - Рязанский проспект, потом первые 10 км от МКАДа также идет раздельно, после чего, перед посёлком Октябрьский они сливаются в одну, хотя сейчас строится дорога в объезд этого Октябрьского и соседней деревни Островцы, соединяясь в районе пересечения с Москвой рекой. Там сейчас уже строится новый мост. Перед этим Октябрьским в сторону области шоссе постоянно стоит в пробках, часто, как глянешь пробки в Яндексе, перед слияние двух дорог показывает красным цветом, а то порой и коричневым. В дачный сезон пробка начинается уже от МКАДа. И потерять в ней можно больше часа. Пару лет назад открыли новую развязку на Лыткарино и по ней иногда можно объехать затор. А порой, особенно, если на эту дорогу нужно попасть с юга, юго-запада, запада Москвы, проще и быстрее проехать по соседней М4 "Дон", которая, как я писал выше, является лучшей трассой в области. или по дроге, ведущей в аэропорт Домодедово, а потом "!звериными тропами" через деревни или Малое бетонное кольцо. Летом, когда пробок больше, это может сэкономить больше часа. В сторону Москвы аналогичная ситуация творится также перед Октябрьским, начинаясь порой за несколько километров до моста через Москву реку и заканчиваясь в деревне Островцы. Так что строящаяся там объездная дорога уже далеко не первый год крайне необходима. Решит ли она полностью проблему - посмотрим, кто-то думает, что пробки, пусть и поменьше, но могут быть, так как уж слишком оживлённое направление. Но если сделать широкую дорогу и без светофоров, то и пробкам не быть уже. Но именно это направление подходит к юго-восточному участку Таганско-Краснопресненской линии, который в часы пик работает на пределе своих физических возможностей, в метро невозможно втиснуться ближе к центру, ведь именно там расположена станция Выхино, которая если не всем, то многим знакома своими толпами народу. И ещё подсоединённая Некрасовская линия. Но вернёмся к трассе. После моста через реку она снова дублируется со старой Рязанской, обходя город Бронницы. В 2014 году там был открыт новый 12-километровый участок, до деревни Старниково, но толку от него никакого. Раньше, до его открытия пробки были перед Бронницами, а теперь перед этим Старниково. Но дальше на карте я тоже недавно увидел проект новой дороги, которую планируется соединить с уже существующей порядка 15 лет трассой в обход города Коломна. И после Коломны они вновь сливаются, но там бессветофорная развязка, так что пока там всё хорошо с трафиком. Возможно, в будущем будет планироваться строительство обхода города Луховицы, но пока сейчас это ещё неактуально. Перед выездом на эту обходную Коломны тоже бывают серьёзные заторы. Также заторы возникают и перед пересечением с Большим бетонным кольцом (А108) из-за светофора. Так что на этой дороге, как мне кажется, пробок больше всего, ведь две полосы в каждую сторону, да ещё и с увеличивающимся количеством машин и светофоров, это уже крайне недостаточно. Надеюсь, через лет 5 по этому направлению ездить станет гораздо лучше и приятнее, чем сейчас. Из туристических центров здесь Коломна, Рязань, Константиново (музей С.А. Есенина), Зарайск. Не так много, как на Горьковке и тем более на Ярославке.
P.S. Также я думаю, может раньше можно было включить и Ленинградку в рейтинг самых проблемных трасс, но после введения в строй платной дороги и реконструкции старой пробки там не такие большие, как на Новорязанке. Но всё ещё случаются заторы в районе Химок, особенно при съезде с аэропорта Шереметьево, пересечения с малой бетонкой, в раоне городов Солнечногорск и Клин. Ведь через последние два до появления платной трассы это был единственный путь между Москвой и Санкт-Петербургом и из-за светофоров там приходилось и приходится задержаться. Но, мониторя ситуацию по Яндекс.картам хочется сказать, что на ней стало уже заметно лучше, чем раньше.
На престижных Минском (трасса М1 "Беларусь") и Киевском (трасса М3 "Украина") шоссе тоже порой бывают пробки. На первом из них в районе Кубинки, на втором - между Апрелевкой и посёлком Киевский, но и они несравнимы с ситуацией на Новорязанке. Но хуже, чем на трёх перечисленных здесь лучших федеральных трассах.