Здравствуйте, Уважаемые читатели и гости моего канала "Факультатив".
Сегодня мне бы хотелось расставить точки над "i" по вопросу того, что же за блюда такие опресноки, артос и кулич? Есть ли между ними разница или они родственны друг другу?
Опреснок.
Это хлеб, приготовленный без использования закваски.
Его пекут в канун еврейского праздника Песах. Употреблять в пищу начинают 14-го числа нисана и в течении 7 дней, вплоть до 21-го нисана.
Первое упоминание об опресноке появляется в ветхозаветной книге Исход, глава 12, стих 15:
Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
Артос.
В восточнохристианской традиции это ритуальный хлеб, который освящают в первый день Пасхи, а раздают народу в субботу.
Согласно Типикону (богослужебной книге), именуется "всецелой просфорой" без изъятия частиц с изображением креста.
В русской практике - хлеб цилиндрической формы с изображением воскрешения Иисуса Христа, который после службы в Светлую Субботу дробился и раздавался всем участникам службы.
Первое упоминание относят к XII веку в Евергетидском Типиконе.
Происхождение артоса связывают с апостолами, которые после воскрешения Христа якобы оставляли за трапезой для него часть хлеба, тем самым символически изображая его присутствие за трапезой (сравните с современной поминальной традицией усопшего, когда подле пустой тарелки ставят стопку водки, прикрытую ломтем ржаного хлеба). Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека, епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» и «Вопрошении известно от некоих» Максима Грека.
Однако, главным отличием артоса от опреснока является то, что он сделан из квасного хлеба, то есть с использованием закваски, что является грубым отступлением от Писания, которого строго придерживался Иисус.
Дело в том, что Тайная вечеря происходила как раз в канун Песах, поэтому в меню евреев другого хлеба, кроме опресноков быть не могло в принципе. И в течение семи последующих дней тоже.
Данная ситуация получилась из-за того, что греческие толмачи оставили слова без должного перевода. То бишь, зная, что такое "опреснок", чёткого перевода не смогли ему дать, поэтому перевели ближайшим родственным словом "хлеб" (артос).
Подобную практику я подробно рассматривал в одной из прошлых статей.
Именно так и вошло в обиход слово "дьявол".
Либо сделали это намеренно.
Кулич.
Народная реплика церковного артоса у восточных христиан.
Пасхальный кулич и крашенные яйца - неотъемлемый атрибут Пасхи.
Если время появления в христианской ритуалике понятно - это XII век, то традиция с крашенными яйцами более древняя. Восходит она к временам правления императора Тиберия. Если быть точным, то - Тиберий Юлий Цезарь Август (42 г.до н.э. - 37 г. н.э., император с 14 г. н.э.). В Евангелие от Луки он упоминается как Тиверий.
Эту красивую легенду мы все занем, поэтому пересказывать её я не буду.
Но действительно ли яйцо и кулич являются христианскими символами?
Давайте разбираться.
Не для кого не секрет, что сакральный символ яйца, как символа зарождения жизни, использовался людьми задолго до христианства. В различных религиях, мифических преданиях разных племён и этносов весь мир происходит из яйца.
Для примера:
Древний Египет.
В египетском мифе Солнце возникает из мирового яйца, снесенного птицей, которую они называют «Великий Гоготун».
Новая Зеландия.
В Новой Зеландии древние племена связывали свое происхождение с яйцом, которое снесла морская птица.
Индия.
Согласно индийской мифологии из золотого зародыша яйца возник Прародитель Брахма, который расколол яйцо. Верхняя часть яйца стала небом, нижняя землей.
Древняя Греция.
Греческий историк Плутарх считал яйцо творцом природы и человечества. Природной загадкой считалась в Греции и овальная форма яйца, в отличие от понятного всем и простого круга.
Карело-фины.
В карельском эпосе «Калевала» пишется: «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный...»
Славяне.
У славян яйцо считалось как началом всех начал, символом возрождения и обновления, жизненной силы и плодовитости.
Славяне верили, что весь мир подобен огромному яйцу: скорлупа – это небо, пленка – облака, белок – вода, желток – земля.
Таким образом получается, что для ранних христиан символизм яйца не не был чем-то новым. Это был вполне понятный символ, несущий ту же самую смысловую нагрузку, что и для всего остального языческого мира, который их окружал.
Так может быть христиане придали этому символу свою неповторимую характеристику с окрашиванием?
Тут тоже не всё так однозначно.
Например, во время языческих ритуалов куриные яйца обмазывали кровью жертвенных животных и приносили божествам в дар. Есть обычаи в некоторых ритуалах разбивать яйца.
Есть ещё один интересный момент.
По мнению В. Г. Холодной на кулич повлияла славянская традиция весенней обрядовой выпечки. Пасхальный кулич выступал в роли обрядового хлеба, который выпекали обычно в преддверии посевных работ из кислого, заквашенного теста. Этот сакральный хлеб крестьяне использовали в продуцирующих и охранительных обрядах, его остатки — в гаданиях об урожае и приплоде скота.
Пасха всегда приходится на весну. Точнее на тот период, когда наступает пора посевных работ. Земля достаточно прогревается к этому времени, может произрастить (родить) посеянные семена, становится плодородной. Таким образом, весенние празднования наших предков всегда были связаны с культом плодородия, рождения и оплодотворения (плуг, вспахивающий землю, не что иное, как акт оплодотворения земли).
Хлеб в своей высокой форме, являл собой фаллос, творог по верху хлеба - семя, яйца символизировали новую жизнь, плодородие и богатство (богатый урожай).
Согласитесь, выходит весьма замысловатое слияние двух дохристианских символов в символике и ритуалике восточных христиан!
А что у западных христиан, спросите вы?
Да совершенно то же самое!!! Только кулич заменяет пасхальный кролик.
Кому-нибудь надо растолковывать смысл такого символа???
Если да, то буду краток: кролик - символ богатой репродуктивности.
Восточнохристианские заимствования у язычников - это не какая-то там новость. Это уже давно стало "секретом Полишенеля".
Многочисленные святые и великомученики вобрали в себя атрибуты славянских богов, местные предания и легенды были переиначены на христианский манер, зачастую даже не пытаясь скрывать детали (сравните самостоятельно предания о Киндяковском камне и предание об обретении животворящего креста на реке Яхроме).
Такие вещи происходят до сих пор.
Самое позднее (сформировалось не ранее 80-90-х годов прошлого века) - легенда о Гусь-камне и Дивьем камне в Голосовом овраге: согласно христианскому преданию, эти два камня останки коня Георгия Победоносца (Гусь-камень - голова, Дивий - внутренности), убитого во время битвы со змием. Христиан даже не смутило, что битва происходила в районе современного Бейрута...
Однако вы можете задать вопрос: как же быть с этим?
и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
Лк 22:11
Ответ до банальности прост.
Дело в том, что в данном контексте "пасха" - это целая ритуальная трапеза на еврейский Песах, которая состоит из нескольких блюд:
1. Опресноков;
2. Жертвенного агнца (ягнёнок или козлёнок) изжаренного с горькими травами.
Это и есть "пасха". Потому что на иврите "пасха" звучит - "песах".