Страховая компания выступает нашим защитником от финансовых бед: компенсирует причиненный ущерб и решает проблемы при страховом случае. Но так бывает не всегда. Компания может оказаться недобросовестной, отказать в выплате без достаточных оснований или случайно допустить техническую ошибку. Где искать помощи в такой ситуации?
Много лет единственным защитником страхователя был суд, куда нужно было обращаться с заявлением, тратить достаточно много времени и сил, привлекать юриста для консультаций и т.д. Этим воспользовались мошенники, «бизнес» которых до сих пор процветает, например, в ОСАГО. Лжеюристы приезжают на место ДТП еще до момента оформления аварии и убеждают клиента, что страховая компания все равно не заплатит, а они могут помочь деньгами прямо сейчас. В регионах такая схема работает очень эффективно. Доверчивые граждане, плохо разбирающиеся в страховании, верят мошенникам и передают им права требования по своему полису ОСАГО в обмен на небольшую денежную компенсацию (до 50 000 рублей). Затем автоюристы подают на страховую компанию в суд и планомерно вытягивают из нее максимальную сумму выплаты по ОСАГО (400 000 рублей). Деньги мошенники забирают себе, а у автовладельца возникает обязательство по уплате 13% налога с якобы полученной огромной суммы.
Чтобы пресечь деятельность мошенников и обеспечить страхователям защиту, в 2019 году была создана Служба финансового уполномоченного (финомбудсмена). Она занимается досудебным рассмотрением страховых дел, а также решением конфликтных ситуаций между компаниями и их клиентами. Теперь в случае проблем со страховщиком не нужно идти в суд, достаточно подать заявку финомбудсмену, и она будет рассмотрена в установленный законом срок (от 15 до 30 рабочих дней). Обращение в Службу для граждан бесплатное, а вот посредники (например, автоюристы) должны будут заплатить. Согласно данным Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного в прошлом году к ним поступило 91 359 заявок, львиная доля которых касалась проблем с ОСАГО.
Чаще всего люди жаловались на неправомерные отказы в выплатах, а также на заниженные суммы страхового возмещения. Средний размер требований по итогам года превысил 200 тыс. рублей на каждого заявителя. Многим гражданам финомбудсмен помог получить деньги со страховой компании без суда. Сегодня подать заявку могут не только владельцы полисов ОСАГО. Служба принимает обращения по каско, страхованию жизни, имущества и другим видам программ. Кстати, туда же можно жаловаться на банки и микрофинансовые организации (например, если вам навязали дополнительные услуги или комиссии). Подробная информация представлена на официальном сайте Службы финомбудсмена