Приветствую, дорогой читатель и зритель! На российском поприще картины про мистику и викторианскую эпоху - большая редкость. Был «Вий 3D», а чуть после отдалённый «Гоголь». Попытки делаются, но тщетно. 7 ноября 2019 года вышел ещё один фильм на эту тематику - «Девятая». Режиссёром данного мистического триллера является Николай Хомерики, который ранее снял «Ледокол» и «Селфи». Что же получилось у него на этот раз?
Оливия Рид - медиум из Британии приезжает с гастролями в Петербург конца XIX века. Она проводит выступления за баснословные деньги, но, судя по реакции посетителей, оно того стоит. В один из пресловутых вечеров у нее пропадает важная книга и на город наступает тьма... Описание вышло не очень, признаю. В голову не приходит как можно описать сюжет по-другому, чтобы без спойлеров. В картине очень много мелочей, сославшись на которые, можно подбить Вам всё настроение к просмотру этого фильма.
Визуальный ряд
«Девятая» - кино, не стесняющееся показывать плохую графику в кадре. Тут есть откровенно ужасные задники, которые очень ужасно вмонтированы в кадр. Я без стеснения могу сказать, что это чистейшая халтура. Но ставлю +1 балл. Что-о? Да, вот так. Не смотря на обилие плохо-нарисованных планов, здесь иногда просачиваются хорошие кадры. Также плюсом фильму является то, что здесь очень красивые локации. Я догадываюсь, конечно же, откуда они. Продюсер «Девятой» не кто иной, как Александр Роднянский. Он же является продюсером картины «Дуэлянт». Улавливаете связь? В точку, оба фильма начинаются на букву Д и имеют по 7 букв в названии. А если серьёзно, то это вообще неважно. Шикарность и аутентичность этих построек, улочек, карет, костюмов никто не отменял. Помимо этого в «Девятой» имеются сложные съёмки с огнём и висе... Ну, в общем да, имеются сложные съёмки. Так что, думаю, единичка залетела не зря.
Атмосфера
Без раздумья ставлю +1 балл. Готический триллер в эпоху викторианского Петербурга с комиксовым повествованием. Если бы авторы заблудились в своей подаче где-то на пол пути, то можно было бы возразить. А так - претензий не имею. Очень жаль, что кино восприняли как картину «Дуэлянт» и были тонны сравнений именно с ней. Это два совершенно разных фильма как по стилю, так и по манере повествования. Единственные схожие черты у них - это временная эпоха и место действия. Но видимо только эти два фактора способны наплодить сравнений на десятки страниц. Я, конечно, не эксперт, но что-то прямо бомбануло. А теперь по делу. В картине выдержанный стиль на протяжении всего действия. Между важными сюжетными поворотами появляется нарисованная вставка, а-ля комикс, сопровождающаяся поясняющим монологом. Выглядит это под стать общему настроению в фильме. Про локации, одежду, транспорт уже упоминалось. У меня нет явных причины выставлять здесь ноль. Даже представить болезненно, каких трудов стоило соорудить все эти декорации.
ύ — ύδωρ (вода) (самый верхний), символизирующая воду
Музыкальное и звуковое сопровождение
Музыкальный ряд используется только оригинальный. Никаких песен со словами и, самое главное, никакого рэпа (!). Но задаёшься вопросом, откуда в Петербурге конца XIX века ирландские нотки? Кроме этой придирки добавить нечего. Саундтрек написан качественно и соответствует готическому детективному стилю. Со звуком всё немного лучше, но, опять же, есть небольшой вопрос. Зачем постоянно включать звук двигающихся плит? В первый раз - ок, впечатлило. Понравилось и во второй раз. Но зачем его пихать в каждую третью сцену? Мол, вот, смотри зритель, какие у нас звуковые эффекты... Ближе к концу уже порядком надоело слышать один и тот же басовый шум. В остальном же всё хорошо и без явных помарок. +1 балл.
Актёрская игра
Из всего списка именитых звёзд мне понравились лишь двое: Дэйзи Хэд («Молодой морс») и Дмитрий Лысенков («Подсадной»). Оба этих актёра справились с отведёнными им задачами на все 146%. На плечах первой была главная женская роль медиума Оливии. Попадание в образ превосходное. Наблюдать за персонажем Дэйзи было очень интересно. Второй же показал зрителям роль второго плана, а так же выступил в качестве ненадёжного рассказчика. На Лысенкове был построен весь юмор картины, с которым он справился. С остальными актёрами присутствуют явные сложности. Юрий Колокольников при всей своей харизматичности показал ровным счётом ничего. Евгений Цыганов из картины в картину тащит за собой унылый образ, за которым очень скучно наблюдать. Джонатан Солвей появился в фильме лишь пару раз, так что его очень сложно критиковать. Евгений Ткачук пришёлся по душе, но его было очень мало (1 сцена). Это, пожалуй, всё, что можно сказать об актёрской игре. 0 баллов.
Γ — Γαια (земля) (левый верхний), символизирующая землю
Операторская работа и монтаж
Нет у меня особого желания придираться, так как фильм очень смотрибелен. Но всё же надо. Итак, с примерами:
- Сцена в мясницком доме. Операторы, если Вы снимаете кадры, где режут свиней, то это не обязует Вас совать морду свиньи на 1/4 в объектив.
- Если Вам нужно показать землетрясение, то не обязательно трясти камерой.
- Трясущейся камеры в принципе очень много.
- В некоторых кадрах можно было получше поиграть с линзами. Фокус местами очень сильно халтурит.
К остальному претензий не имею. Повторюсь, что не смотря на все эти мелкие огрехи, фильм смотрится великолепно. Это заслуга как операторской работы, так и монтажа. +1 балл.
Уникальность
В самом начале статьи, мною были указаны «Вий 3D» и «Гоголь». «Девятая» берёт у них очень многое. За копирование можно засудить почти всё - стиль, манера повествования, сюжетные ходы, диалоги героев, идеология и множество чего ещё. Но вот у кого больше всего свистнули, так это «Шерлок Холмс» от Гая Ричи. Тут зрителю предлагают аналогичных персонажей, похожую мистическую тему, забавный женский образ, викторианство. Даже музыкальная тема с ирландским оттенком, понимаете? Знаете, у Гая Ричи есть замечательный фильм, именующийся в переводе Пучкова словом, которое прекрасно охарактеризовывает действия авторов картины «Девятая». 0 баллов.
ά — άήρ (нижний левый угол), символизирующая воздух
Сюжет
Экспозиция. Можно смело сказать, что вступление удалось. Перед зрителем с первых кадров предстаёт Лысенков в роли ненадёжного рассказчика, вводящего нас в основу сюжета. Довольно умелыми пируэтами картина скачет от одного места действия к другому. Но наш вестибулярный аппарат не напоминает о себе от таких перемещений. Напротив, всё кажется вполне уместным. Создаётся ощущение, что в экспозиции авторы не на шутку выложились. Это уверенный +1 балл.
Развитие. Не смотря на ляпы, которые лезут отовсюду, смотреть всё также интересно. Но стоит отметить, что основная детективная линия грешит недочётами. Она попросту нелогична и весь её шарм теряется примерно к середине ленты. Тут возникает следующая ситуация, которая может выбить зрителя из равновесия - нам говорят "А", а на деле оказывается "Б". Мы, смотря «Девятую», примеряем на себя этакую роль сыщика, начинаем сверять все факты, а потом нам в лоб говорят, что всех убил садовник. И в этот момент из кустов выезжает здоровенная такая рояль. Пока в сюжете не появился этот музыкальный инструмент, смотреть было очень интересно. После же фильм из жанра детектива перескочил в совершенно другой разряд. 0 баллов.
Кульминация. Честно, для меня концовка не была такой уж очевидной. Хотя намёков было очень много. Но я профан. И если всё же ориентироваться чисто на мои эмоции - мне понравилось. К тому моменту в моей голове осознано расположились все рояли, поэтому сюжетные неурядицы моё внимание уже не привлекали. Единственное, что очень сильно опечалило меня в концовке фильма - это речь Лысенкова перед титрами. "Ну Вы уж посоветуйте всем мои истории, Вам же понравилось?". Авторы, это просто потрясающий ход! Но +1 балл всё-таки поставлю.
Общие аспекты. Персонажи иногда произносят очень пламенные речи, от которых хочется упасть в обморок. Например, одна из ключевых фраз фильма звучит как "Решить лучше, чем жалеть". Почему она обставлена так? В чём её тайный сакральный смысл? Английская речь Цыганова напоминает школьные годы "Лондон ис тхе капитал оф греат бритаин". Ну хоть чуточку акцент сбавить-то можно было? Последовательность некоторых действий не поддаётся никакому объяснению. Любовная линия, которая происходит максимально внезапно, оставляет много сомнений. Некоторые персонажи могут посреди сцены просто взять и исчезнуть. И только юмор пришёлся по душе, хотя иногда он реализован слишком глупо. Например, именно с его помощью нам объясняют внезапно появившуюся любовную линию. Короче говоря, это 0 баллов.
έ — έιλή (верхний правый угол), символизирующая огонь
Вердикт
Что же получается по итогу? «Девятая» - фильм с хорошими визуалом и музыкой, ровным монтажом, но со средними актёрскими работами и сценарием. Для меня данное творение встаёт на одну полку с «Вием 3D» и «Гоголем». Видно, что у авторов было желание склепать качественный мистический триллер, но есть моменты, где они сильно не дожали. От меня «Девятая» получает 6 баллов из 10. Рекомендую к просмотру, ведь данное кино вполне способно оставить эмоции. Явное попадание в Мемуары блокбастеров.
Карта канала «Кинотаурус»
Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛