Зомби-боевик Days Gone интриговал с самого анонса на E3 2016. Байкер, рассекающий по американской глубинке и уничтожающий огромные орды нежити? Судя по трейлерам и интервью, намечался любопытный эксклюзив для PS4 — «Сыны анархии» в антураже «Ходячих мертвецов». Но оправдал ли ожидания блокбастер, который ветераны индустрии делали 5 лет?
Хотя американская студия Bend создаёт консольные игры с 1996-го, сегодня о ней знают немногие. Пик славы коллектива из Орегона пришёлся на начало нулевых: тогда на первой PlayStation гремела шпионская трилогия Syphon Filter. Следующие выпуски саги, выходившие уже на PS2, не были столь популярными. С 2007 года Bend Studio — как дочернее подразделение Sony — занималась лишь портативными релизами вроде Uncharted: Golden Abyss.
Однако амбициозные орегонцы мечтали о возвращении в высшую лигу — грезили собственным ААА-проектом для PS4. Так появилась Days Gone, история о жизни после конца света.
728 дней спустя
Америка, которую знал и любил байкер Дикон Сент-Джон, погибла. Цивилизация пала два года назад, когда мир захлестнула загадочная эпидемия. Миллионы инфицированных людей превратились в диких и агрессивных мутантов, охочих до человеческой плоти. И теперь эти безумные каннибалы, прозванные фриками, хозяйничают на территории бывших Штатов, а немногочисленные остатки человечества ютятся в гражданских лагерях.
Покидать крепкие стены поселений отваживаются немногие. Сент-Джон — один из таких храбрецов. Этот скиталец и охотник за головами готов на любую работёнку — лишь бы было на что заправить байк да зарядить дробовик. Угрюмому бородачу не привыкать к анархии и жестокости, ведь до эпидемии он состоял в грозной мотобанде.
Новому творению Bend Studio не избежать сравнений с The Last of Us. Герой мастерит на коленке аптечки и коктейли Молотова, яростно орудует топорами и битами, вышибая мозги из фриков и мародёров. Крадётся в тенях, по-тихому перерезая глотки, или устраивает пальбу, ловко обращаясь с огнестрелом.
Куда сильнее два эксклюзива Sony роднит упор на мрачнейшую драму и проработку характеров.
Days Gone, как и зомби-хит Naughty Dog, — это прежде всего большое дорожное приключение. Байкер не просто колесит по родному штату Орегон, а ищет пропавшую жену. Раненую Сару куда-то эвакуировали на военном вертолёте два года назад, в первые часы пандемии. Выжила ли она?
Ищу тебя
Судьба девушки действительно вызывает интерес. Сценаристы не скупились на заставки и геймплейные эпизоды, где байкер вспоминает яркие моменты прошлого: знакомство с Сарой, романтические прогулки, женитьбу. Ностальгические сцены удачно контрастируют с жестокой реальностью. Полчаса назад Дикон разглядывал своё свадебное фото, а сейчас — оказывается в той же церквушке, однако теперь здесь разворачивается брутальная перестрелка с отморозками. Но если вынести за скобки детально прописанную историю розысков возлюбленной и то, как они меняют личность героя, повествование вызывает смешанные чувства.
Первая треть сюжета, сосредоточенная вокруг двух коммун выживших, самая скучная. Их обитатели показаны схематично и служат одной цели — озадачить геймера зачисткой очередного логова бандитов. К середине игры Сент-Джон попадёт в третий гражданский лагерь и Days Gone преобразится в лучшую сторону. Появятся харизматичные персонажи, неплохие диалоги и интригующая глобальная задача — борьба с сектой упокоителей. Эти боготворящие фриков культисты покрывают тела шрамами и ожогами. Зачем они зверски убивают людей и чего хочет их безумный лидер?
Едва Дикон находит ответы, как начинается третья глава — путешествие в ранее недоступный регион. И это лучшее, что может предложить творение Bend Studio.
Казалось бы, при чём здесь «Апокалипсис сегодня», запах напалма поутру и полоумная военщина? Избегая спойлеров, намекнём: тут фактурный злодей, нескучно срежиссированные эпизоды и финал, достойно завершающий 30-часовую одиссею Сент-Джона.
Дикий скучный мир
Если сценарий достоин похвалы, то декорации не назовёшь запоминающимися. Нет, на первый взгляд, с антуражем всё в порядке — движок Unreal Engine 4 выдаёт фотореалистичную картинку. Американская глубинка прорисована до последней травинки в лесу и трещинки на шоссе. На перекрёстках крохотных городков ржавеют машины, заброшенные дома правдоподобно завалены хламом, улочки усеяны жертвами эпидемии. Но спустя 5-10 часов блужданий по Орегону понимаешь: художники схалтурили. Мир зловеще красив и масштабен, но собран из клонированных кусков — повсюду те же придорожные мотели, фермы, одноэтажные строения, леса и горы. Уникальные объекты вроде лесопилки или закусочной со статуей дровосека Пола Баньяна можно пересчитать по пальцам.
Хуже того, стимула разглядывать окружение нет. Авторы Days Gone не умеют, подобно создателям Dying Light, The Division 2 и Metro Exodus, превращать декорации в самодостаточные мини-зарисовки о погибшей цивилизации. Если Дикон набредает на истерзанное тело перед входом в бандитский лагерь, это просто тело, за которым нет никакой истории. В лучшем случае на стене выведена кровью фраза в духе «Не суйтесь на нашу территорию!».
Ситуацию усугубляет повторяемость заданий. Будь то сюжет или побочные миссии, поручения обитателей коммун сделаны как под копирку.
Нужно зачищать базы от мародёров, освобождать пленников или выслеживать главарей, идя по цепочке следов с помощью «чутья следопыта». Доходит до смешного: только что Сент-Джон выбил упокоителей с блок-поста у озера, а спустя пару часов приходится снова мчать в то же место. Мол, теперь здесь окопались другие беспредельщики и надо бы навести порядок.
В теории наводить этот самый порядок герой умеет по-разному. Уровни адаптированы под скрытное или шумное прохождение, а точек входа зачастую несколько. На практике же мудрить с арбалетными стрелами, привинчивать глушитель к пистолету или ползать по кустам с ножом быстро наскучивает. Когда в очередной раз оказываешься в примелькавшейся локации, проще взять в руки пулемёт или автомат — чтобы быстрее зачистить надоевшее место и заняться наконец поисками Сары.
К счастью, иногда геймдизайнеры вспоминают, что делают не сессионный MMO-боевичок, а сюжетный блокбастер. И радуют эпизодами, цитирующими «Войну миров Z», «Спуск» и даже «Птиц» Хичкока, не говоря о «Ходячих мертвецах». В один момент Сент-Джон участвует в перестрелке в кромешной тьме, определяя положение врагов по вспышкам их фонариков. В другой — плутает в лабиринте пещер, судорожно отбиваясь от прущих волнами мутантов. В третий — крадётся по улочкам мёртвого города, стравливая между собой нежить и головорезов.
Воин дороги
При всех огрехах геймплея, у Days Gone не отнять одного — атмосфера выживания воссоздана отменно, а игровые механики удачно дополняют друг друга. Уничтожая базы бандитов и сжигая гнёзда фриков, Сент-Джон повышает уровень своей репутации в дружественных лагерях. Это, в свою очередь, позволяет покупать там улучшения для мотоцикла и мощный огнестрел. Однако байк ломается и его нужно заправлять. Приходится напряжённо исследовать мир, высматривая заветные красные канистры, лом и прочие полезности.
Даже заурядный поход к ближайшей заправке за топливом может стать отдельным приключением: пока искали канистру, нагрянули мародёры. Пальба, крики — и вот сюда мчат толпы нежити. Вместе с зомби-медведем.
Встреча даже с пятью мозгоедами — особенно в первой половине игры — способна потрепать нервы. Дикон гибнет от пары-тройки ударов, а бежать с ускорением может считанные секунды. С другой стороны, есть резон драться до последнего. Каждое выполненное задание, каждый уничтоженный враг делают героя сильнее — накопленные очки опыта тратятся на три ветки развития: огнестрельную, рукопашную и навыки выживания. К примеру, байкер научится перезаряжать автомат на бегу, увеличит запас носимых патронов, а выстрелы в головы противников будут восполнять здоровье.
Но даже когда Сент-Джон разучит большую часть умений — а это произойдёт к началу третьей главы, — странствие по Орегону не станет лёгкой прогулкой. В любой момент можно наткнуться на огромную орду фриков. Конечно, для экшенов сотня-другая мертвяков на экране давно не в новинку, вспомнить хотя бы классические части Dead Rising или свежую World War Z. Однако сотрудники Bend Studio подошли к вопросу с фантазией.
Человек человеку зомби
В Days Gone толпа мозгоедов ведёт себя подобно живому организму: реагирует на свет, шум и атакует сообща. Достаточно потревожить дремлющую орду — и волны нежити обрушиваются на Дикона одна за другой, пытаясь поглотить, словно бушующее море. Заливая окна, заполняя проходы и выламывая двери. Как тут не испугаться?
Такие битвы сродни адреналиновым головоломкам. Иногда к ним удаётся подготовиться, заминировав подступы и разбросав самодельную взрывчатку. Но чаще нужно импровизировать в духе Left 4 Dead 2, судорожно отстреливаясь, петляя и используя декорации. Здесь подорвали цистерну топлива, там на бегу обрушили связку брёвен, тут заманили толпу в узкий переулок и угостили напалмом. Живи, умри, снова повтори — пока все 300-400 тварей не останутся лежать на земле.
Правда, великолепную задумку с ордами разработчики не довели до ума.
По сюжету запланирована лишь пара стычек с нежитью, где надо как следует развлечься с объектами окружения. В остальных случаях, когда гнильцы появляются спонтанно, баталии сводятся к беготне кругами и подрыву красных бочек.
Живая мертвечина?
Days Gone едва ли претендует на лавры игры или хотя бы экшена года. Слишком много шероховатостей в этом эксклюзиве. От повторяющихся миссий, не всегда удачно заимствующих элементы серий Far Cry, Mad Max, The Last of Us, до пустоватых и однообразных декораций. Громадные лесистые территории населены всего лишь пятью видами живности. Обитатели коммун, бросив герою пару фраз, замолкают. Бандиты иногда ведут себя правдоподобно, грамотно используя укрытия и перебежки, а иногда просто замирают на месте, словно восковые статуи. Ну ничего себе ААА-релиз!
Однако за взрослый сценарий и по-настоящему живых Дикона и Сару творению Bend Studio хочется простить многое. В эпоху лутбоксов и микротранзакций хорошие сюжетные блокбастеры выходят нечасто — их стоит ценить.
Плюсы:
Мечтали о зомби-триллере, где нужно не только выживать со всей силы, но и затаив дыхание следить за сюжетом? Постапокалиптический Орегон, населённый медведями-мутантами и зомби-детьми, не разочарует.
Минусы:
Пустоватый мир, однообразные задания, всего лишь 5 типов нежити и 5 видов фауны — не этого ждёшь от высокобюджетного эксклюзива для PS4. Не говоря уже о криво срабатывающих скриптах в паре сюжетных миссий.
p.s. Для тех кто захочет выбить платину, очень муторно и долго, пару раз аж засыпал.