Найти тему
Misha Mix

В СЕРБСКИХ СЕЛАХ УСОПШИХ ИНОГДА ХОРОНЯТ В СВОИХ ДВОРАХ И ОГОРОДАХ.

В Сербии запрещается захоронение вне кладбища. В соответствии с Законом о захоронениях и кладбищах, погребение усопшего возможно только на кладбищах. За нарушение этого закона предусмотрен штраф на сумму от 1000 до 50 000 динаров. Однако, ни в одном из муниципалитетов такие наказания никогда не применялись, хотя свежие захоронения и сегодня можно встретить вне официальных кладбищ.

Рекордсменом по количеству "домашних" кладбищ является село Рударе на юге Сербии, где на 300 местных жителей приходится ровно 21 место захоронения, которые расположены во дворах сельских домов, огородах, садах или на полях неподалеку.

Сельчане объясняют, что захоронения в нетрадиционных местах проводились по просьбам умерших, как правило, старых людей, которым не принято отказывать, а также и из-за удаленности сельского кладбища и плохих дорог.

Похожую ситуацию можно встретить и в других районах Сербии. В Азбуковице, на западе страны, повсюду встречаются могилы, расположенные на обочинах дорог, полях, сельских и даже школьных дворах. То же самое и в некоторых районах Восточной Сербии, известно около 20 сел Хомолья, расположенных в муниципалитетах Петровац-на-Млаве, Кучево и Жагубица. Одно из таких сел - Рановац, самое большое в Сербии, где существует не только 7 официальных кладбищ, но и самое большое частное кладбище семьи Богданович, на территории имения которых находится 15 могил.

В селе Волуя муниципалитета Кучево вообще нет своего кладбища и на места захоронений нет никаких ограничений. Муниципалитет Кучево принял решение, согласно которому в селах, где нет кладбища, разрешено хоронить усопших в своих дворах, однако на это разрешение ссылаются и все остальные.

Домашние захоронения особенно распространены среди влахов (влахи - одно из национальных меньшинств), у которых сохраняется ярко выраженный древний языческий культ мертвых. вера в загробную жизнь и традиционное убеждение, что умерший защищает дом и его домочадцев от злых духов. Смерть для них - это просто переход из этого мира в другой, и в порядке вещей является захоронение своих усопших на территории семейных усадеб и имений.

Такое положение дел не соответствует санитарным нормам и часто не устраивает самих жителей, которые жалуются местным властям или пытаются решать проблемы в судебном порядке, однако они в основном остаются нерешенными из-за невозможности установить ответственных за процедуру переноса стихийно образованных могил.

- В Азбуковице ландшафт местности таков, что многие сельские кладбища находятся далеко, поэтому местные со временем стали хоронить поблизости от дома. Так почти у каждой семьи есть свое семейное кладбище. Проблема еще и в том, что люди покидают эти районы, особенно горные села и об этих могилах некому заботиться. Могилы остаются заброшенными, а имущество иногда переходит к новому владельцу, который даже не знает, кто похоронен рядом с его домом, - говорит Обрад Павловича, житель Азбуковицы.

Драголюб Грбинович из села Рановац около города Петровац-на-Млаве, объясняет, что причины захоронения во дворах в основном одинаковы для восточной Сербии: "Наше кладбище находится далеко, больше четырех километров, а согласно обычаю, до 40 дней, нужно каждый день идти на кладбище".

Робин Грбинович, председатель совета местного совета самоуправлению села Рановац говорит: "У нас редко когда продают дома. Людям страшно покупать недвижимость, рядом с которой находятся могилы другой семьи".

Православная церковь признает только захоронения на официальных кладбищах, но вынуждены адаптироваться к реалиям. "Мы приходим на отпевание и в дом, и на могилу. И ничего нового здесь. Они все делают по своим обычаям, еще до прихода священника", - говорит Младен Стоянович, священник из Рановца.

Этнологи говорят, что все идет от древних дохристианских верований, в которых душа и тело являлись связующим звеном между домом и очагом. Этнолог Александар Репеджич:" У наших предков обычай погребения во дворе был направлен на то, чтобы предотвратить продажу семейного имения потомками. И действительно, кто купит дом, рядом с которым похоронен чей-то предок ?! Таким образом, потомки были навсегда связаны со своей землей, где жили поколения их предков. Поэтому нельзя оставлять семейный дом и его самое святое место - очаг."

-2