Найти тему
Полит-НН.Ру

Программы развития НПАТ придется остановить

Частные перевозчики начинают отказываться выпускать транспорт на маршруты. Осуществится ли мечта Владимира Панова о том, чтобы убрать частников из сферы общественного транспорта? Возможно.

Но надо учесть несколько факторов, первый из которых был прокомментирован губернатором Никитиным: «Наступила безденежная пора». Это достаточно трезвая оценка, которую вскоре подтвердил и министр финансов Силуанов: «Тучные времена прошли».

Действительно, мы являемся свидетелями адекватной оценки ситуации, которая могла бы быть и хуже. Но не дело ответственных лиц говорить нам всю правду. Власть не была бы властью, если бы не выражалась с помощью такого рода эвфемизмов (хотя «безденежье» и «тучные времена» лишь условно можно отнести к этой категории).

В этом смысле надежды, что частный транспорт без ущерба пассажирам можно заменить муниципальным, ни на чем не основаны. Добиться его рентабельности можно только повышением стоимости проезда, а такие меры упираются в отсутствие роста реальных доходов, которое достаточно давно фиксируется самыми разными структурами и органами власти.

Понять Эдуарда Степанова, который возглавляет не только «Лидер-транс», но и Союз перевозчиков Нижегородской области, можно. И заявляя о нежелании работать себе в убыток, он, возможно, выражает не только собственное мнение как руководитель компании, но и интегральное мнение частных перевозчиков.

Находясь в режиме самоизоляции и смотря с тоской в окно на редких прохожих, на разреженные транспортные потоки (я уже начал скучать по утренним и вечерним пробкам между Верхними Печерами и центром города), я отмечаю, что автобусы, в том числе и муниципальные, едут почти пустыми.

Так что я не очень верю заявлениям администрации Нижнего Новгорода о том, что переставшие работать на шести маршрутах автобусы «Лидер-транса» будут заменены муниципальным транспортом. Кто на них ездить-то будет? Тем более что льготный проезд отменен. Вот сейчас я вижу, как мимо проезжает автобус номер 90, знаете, сколько там людей? Пять-шесть. А то бывает и один-два. Это огромная нагрузка на транспорт?

Возить пассажиров сейчас невыгодно. Большинство предприятий не работает. Правда, сейчас намечается рост числа нарушителей режима самоизоляции – но и они никуда не ездят.

Возможно, прекращая работу своих маршрутов, Степанов помимо прочего, хотел обратить внимание власти на необходимость оказать помощь транспортным предприятиям. Сейчас же все компании, столкнувшиеся с огромными проблемами, вопят об одном: нужно платить людям за работу, а платить нечем.

Помощи от правительства, которая объявлена, явно недостаточно, чтобы сохранить свой бизнес в таком режиме, чтобы по окончании кризиса, связанного с пандемией, можно было его восстановить. Какие-то предприятия власть насильно заставляет прекращать работу в связи с карантинными мерами, а перевозчики вынужденно прекращают свою работу.

Не потеряем ли мы «Нижегородпассажиравтотранс», который и так имеет огромные долги? В ситуации, когда государство все больше и больше доминирует в экономике, муниципальное предприятие так и будет существовать с долгами. Все программы развития НПАТ придется остановить либо серьезно урезать. Полностью заменить частный транспорт муниципальным без серьезного влияния на пассажиропоток не удастся.

Так что ситуация с общественным транспортом Нижнего Новгорода достаточно тяжелая, экономическая обоснованность работы как автобусов, так и метро, наземного электротранспорта довольно низкая.

Но муниципальные предприятия выполняют социальную функцию, и, несмотря на долги и работу в убыток, они сохранятся.

Виктор Лысов