Добрый день!
У человека моей профессии сейчас все крутится вокруг того, как эффективнее учить в период, когда процесс взаимодействия с учеником идет по-другому, а не так, как все к этому привыкли.
Два дня назад, например, в режиме онлайн я учила 7-классников употреблять глаголы с отделяемыми и неоделяемыми приставками. Напомню, что на второй иностранный язык, в нашем случае - немецкий, отводится 1 урок учебного времени в неделю. Сейчас урок длится 30 минут, и учитель старается по максимуму использовать отведенное время и, ни к коем случае, не задерживать учащихся дольше положенного времени, т. к. по истечении 10-минутного перерыва другой учитель уже спешит пригласить своих обучающихся в конференцию на платформе Zoom. Возможно, кто-то пользуется другими электронными ресурсами, но суть одна: нужно работать эффективно и с пользой для ученика также и при дистанционной форме обучения.
Итак, приставки. Начнем с отделяемых. После традиционного приветствия Hallo! и Guten Morgen! учащиеся слышат вопрос
Wer ist heute früh aufgestanden?
Кто-то понял, а кто-то нет. Поможет контекст.
Ich bin um 6 Uhr aufgestanden. Und du? Um wieviel Uhr stehst du normalerweise auf? Um wieviel Uhr bist du heute aufgestanden? Я встала в 6 часов. А ты? В котором часу ты обычно встаешь? Во сколько ты встал/а сегодня?
Напоминаю, что глагол stehen имеет значение "стоять" и в 3 форме получает приставку ge- gestanden. Приставка auf - перед глаголом меняет его значение на "вставать" ( aufstehen - aufgestanden).
Далее подчеркиваю то обстоятельство, что на отделяемую приставку всегда падает ударение.
Давно заметила, что употребление каких-то бытовых вопросов почти не доставлякет трудностей для понимания иностранного языка.
Wer geht an diesen Tagen in deiner Familie einkaufen? Кто ходит в магазин в эти дни в твоей семье? Wie oft machst du das Fenster auf, um das Zimmer auszulüften? Как часто ты открываешь окно, чтобы проветрить комнату?
Понять einkaufen совсем нетрудно, т. к в самом начале изучения немецкого языка мы взяли глагол kaufen - покупать и verkaufen - продавать и тренировались на их примерах в спряжении в настоящем времени индикатив. При признесении глаголов einkaufen и verkaufen учащиеся имеют возможность услышать ударную приставку ein- и безударную ver -.
Также очень полезно использовать новый материал в побудительных предложениях. Например:
Kannst du diesen Satz vorlesen? Можешь прочитать это предложение вслух? В слове vorlesen также содержится отделяемая приставка.
Самое главное на этом этапе дать почувствовать ударение на первом слоге в глаголах с отделяемыми приставками. Затем учащиеся сами в состоянии увидеть все отделяемые приставки в глаголах:
anprobieren, losgehen, auskommen, mitnehmen, aufmachen, zumachen, beigeben, einfallen
В нижеследующих глаголах ударение падает не на приставку, а на следующий за ней слог:
erklären, bekommen, verstehen, zerbrechen, gebrauchen
Далее демонстрирую текст, содержащий как отделяемые, так и неотделяемые приставки. Не беда, что не хватило времени на его подробное изучение. Текст и задания к нему отправлются моим учащимся в качестве домашнего задания.
Удачи вам, уважаемая аудитория, в изучении немецкого языка!