Как и всегда в истории, чтобы рассказать самое главное, нужно немного перемотать ленту назад. В 486 году нашей эры начинается эпоха первой королевской династии Франции — Меровингов. Но что было там до этого времени? Не на пустом же месте они там появились?
Еще в далеком 2 веке до нашей эры на территорию будущей Франции пришли кельтские племена, которых римляне прозвали галлами. Я сейчас приведу маааленькую историческую справку. У римлян существовало некое разделение этих племен на континентальных и островных (тех, кто населял Британские острова). Континентальных они называли галлы, а островных - brettanoi, brittani, brittones.
Лирическое отступление — почему негласным символом Франции стал петух? За это надо сказать спасибо галлам. Латинское слово gallus (множественное обозначение галлов) полностью совпадает с латинским же словом gallus — петух. В эпоху Возрождения это совпадение привело к увековечиванию этой гордой птицы в качестве символа Франции.
После целого ряда военных операций Рим подчинил себе всю галльскую землю, заодно шагнув и на Британские острова. Но как вам уже известно, в 476 году нашей эры Западная Римская империя пала. И спустя всего 10 лет после этого эпохального события в эту галло-римскую провинцию пришло германское племя под названием франки. Их предводителем был Хлодвиг I, основатель первой французской королевской династии Меровингов. Так началась бурная история нового королевства — Франции!
Франки вошли в провинцию уверенно и четко. Для них это не составило никакого труда — ведь галло-римская земля была покрыта сетью превосходных римских дорог. По ним бравые воины достаточно быстро распространились по всей территории.
Что мы знаем о франках? Начнем с того, о чем я говорила уже ранее — они были, во-первых, социально равны внутри своего племени, а во-вторых, они были крайне невежественны. Варваризация — вот под какой звездой рождалась Франция (и не только она). А Галлия до этого уже несколько веков благополучно романизировалась. И франки буквально на блюдечке, совершенно бесплатно получили практически все римское наследие! Это очень интересный момент, ведь далеко не всем странам так сказочно повезло. Например, России такого подарка история не сделала. У франков не было даже письменности, ее они получили в готовом виде.
Итак, в конце 5 века нашей эры невежественные франки притопали в Галлию и полностью ее захватили. Значимым событием стало провозглашение франками своего предводителя Хлодвига королем. Не было тогда пышных ритуалов и церемоний. Безграмотные франки просто подняли своего лидера на руках — и вуаля. Король готов. Таким образом эта эпоха получила еще одно отличие от античности — древний мир был миром буквы. Этот новый мир стал миром жеста! Жест будет главным ориентиром, именно отсюда все эти невероятные церемониалы, посвящение в рыцари прикосновением меча, цветок в зубах ради прекрасной дамы и т.д.
Что сделал Хлодвиг, едва взойдя на престол? Убил всех ближайших родственников, могущих претендовать на его место. Прелестная традиция, которая потом станет руководством к действию для множества обладателей голубых кровей.
А вот следующий шаг Хлодвига говорит о его невероятном чутье — или везении, не знаю. Он заставил всех креститься, причем по официальному каноническому обряду. Почему я так на этом останавливаюсь? Во-первых, благодаря собственному крещению и крещению его войска он получил поддержку от галло-римского населения, которое продолжало там жить, и от духовенства. А почему важно, что он принял его в ортодоксальной форме? Эта форма была официальной религией Рима. Принятие именно ее, а не арианства (которому отдавали предпочтение другие германские племена, например, бургунды, и за которое они потом жестоко расплатились), заложило основу единства романской и германской культур и их слияния. Хлодвиг оказал неоценимую услугу будущей европейской культуре.
Отныне богослужения проводились на латыни — языке, который паства не понимала от слова совсем. Учитывая низкий уровень их образования и склонность мистифицировать все вокруг, только представьте себе, какой трепет вызывало в этих по сути больших детях (в плане мировоззрения, разумеется) чтение молитв на неведомом языке. Восторг дикаря — это только так можно назвать.
И, наконец, Хлодвиг сделал еще одно великое и важное дело — при нем в примерно 500 году нашей эры, то есть в самом начале 6 века, был записан (естественно, на латыни) первый свод законов франков. Он называется «Салическая правда». И это эпохальный документ. Он — отличный источник получения информации о том, как жило общество в те далекие времена. В свое время Тацит отмечал, что среди германских племен «добрые нравы имеют бóльшую силу, чем в других странах хорошие законы». Франки жили обычаями, которые передавались устно, за неимением письменности. Создание свода законов являет собой важную веху в истории развития государства, ничуть не меньшую, чем многочисленные военные победы Хлодвига и расширение границ.
Из «Салической правды» мы узнаем, что у ребят уже началось расслоение общества. Формально все равны, но кое-кто равнее)) Например, у них есть законы, подразумевающие штрафы. И есть сноска — мол, у кого нет денег на штраф, то за него должны платить родственники. Это значит, что у кого-то деньги были, а у кого-то нет. А еще вроде как есть коллективная (семейная) ответственность, но в то же время есть статья об отказе от родных.
«Салическая правда» говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, баронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Да, это была все еще община. У каждой семьи был свой дом — они называли его вилла. Но это, конечно, не роскошная вилла в нашем понимании, а так, неказистый домик с земельным участком. Леса, поля, реки — это еще пока в общем владении. Пройдут века, и за убийство оленя в королевском лесу виновного французского крестьянина буду вешать прямо на месте. Жизнь королевского оленя будет стоить больше жизни французского крестьянина. Но пока еще до этого далеко. Судебные дела вершатся также общиной. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляло свидетелей, говорящих о добром имени своего члена, сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним выплачивали штраф.
В «Салической правде» вы не найдете шаблона подачи заявления — заявлений никто не писал, ибо не умел. Все процедуры основаны на жестах — есть даже знаменитая статья «О горсти земли» - там все на жестах: встань лицом ко входу, возьми горсть земли из каждого угла и т.д. Долго перечислять, почитайте, как будет время, это увлекательное чтиво. Просто диву даешься — и не лень же было столько телодвижений делать!
Общество, пусть и медленно, но разделяется — это и отражает «Салическая правда». И если поначалу король мало вмешивался в дела судебные и правовые, то его потомки все больше будут менять статьи под свои выгоды. Королевская власть все больше укреплялась, но до пика ее еще далеко.
И еще одна особенность «Салической правды», которая самым серьезным образом повлияет на всю историю Франции. Хотя к концу раннего Средневековья «Салическая правда» была практически забыта, закрепленное в ней правило об отстранении женщин от наследования недвижимости, впоследствии суженное лишь до запрета наследования крупных родовых имений, стало многовековым французским обычаем. В XIV веке это правило превратилось в один из основных законов Французского королевства. Этот закон известен как Салический закон, и он установил систему наследования трона, ставшую известной как салическая система престолонаследия. Эта система существовала в разное время во многих европейских странах — даже в Испании в 18 веке, а в 19 веке была введена в Швеции, Дании, Бельгии и других, перекрывая женщинам дорогу к трону.
После смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя оставшимися в живых сыновьями: Теодорихом I, Хлодомиром, Хильдебертом I и Хлотарём I. Начался период дробления.
Согласно легенде, святой Ремигий, крестивший Хлодвига, предсказывал, что господство его династии будет длиться вплоть до Конца Света. Несмотря на низложение династии, случившееся в 751 году, это предсказание можно счесть сбывшимся. Известно, что по одной из женских линий от Меровингов происходили Каролинги. Родство Каролингов и Капетингов положило основу средневековой модели единства трёх династий. Таким образом потомками Хлодвига выступали почти все короли Франции, а также и многих других стран, включая испанских Бурбонов, и сегодня сидящих на троне. Косвенными потомками Хлодвига были и некоторые правители России, в частности, Иван Грозный и поздние представители династии Романовых.
Еще пара моментов и закончим. Для многих название династии — Меровинги — вызывает удивление: откуда такое название? По легенде — а время раннего Средневековья богато на легенды, Хлодвиг был из рода некоего Меровея, который в свою очередь был сыном женщины и морского чудовища. Красиво и пугающе — то, что нужно для королевской династии.
А еще короли Франкии, принадлежавшие к династии Меровингов, носили очень длинные волосы, считавшиеся свидетельством их избранности и Божьей к ним милости. Франки верили, что Меровинги обладают магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев и выражавшейся в «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие франкского народа. Современники называли их «длинноволосыми королями». Как писал в 7 веке Агафий Миринейский, у правителей франков были «длинные развевающиеся волосы, простирающиеся до спины», им было запрещено «когда-либо стричься, и они остаются с детства нестрижеными… волосы их сзади красиво падают на плечи, и спереди посредине разделены пробором… Это считается как бы некоторым знаком и величайшей прерогативой чести королевского рода. Подданные же стригутся в кружок, и иметь им длинные волосы отнюдь не разрешается». Ну как тут не вспомнить библейскую легенду про Самсона и Далилу*.
Хлодвиг I — это начало, прообраз будущей Франции. Он основал династию Меровингов. Он создал первый свод законов — «Салическую правду». Он принял христианство по каноническому обряду. Он существенно расширил франкское государство. В 508 году он сделал Париж своей резиденцией и столицей государства. Так родилась Франция.
Если вам интересно узнать про Хлодвига, то рекомендую почитать Григория Турского — он родился всего 30 лет спустя после смерти короля и записывал многое со слов его живых свидетелей.
Следующая лекция — душещипательная. «Чума на оба ваши дома. Эпидемии средневековья в сравнении с эпидемиями современности». Точнее, это будет несколько лекций, в одну не поместимся точно. Не болейте.
* Легенда о Самсоне и Далила — Библейский рассказ о Самсоне, великом богатыре, чья феноменальная физическая сила заключалась в волосах, которые он никогда не стриг. Однажды Самсон пришёл в филистимлянский город Газа и встретил там красавицу филистимлянку Далилу, в которую влюбился до беспамятности. Хитрые филистимляне, которые были его злейшими врагами, воспользовались любовью Самсона и уговорили Далилу за большую плату узнать секрет силы непобедимого богатыря. Он рассказал Далиле, что его сила кроется в длинных, густых волосах и если остричь их, он станет беспомощен и слаб. Подкупленная любовница, напоив богатыря вином, остригла ему все семь кос и выдала Самсона филистимлянам. Заковав обессилевшего богатыря в цепи, враги выкололи ему глаза и посадили в темницу. Ослеплённый и ослабленный, он несколько месяцев оставался в плену у филистимлян. За это время у него снова отросли волосы, и он без труда обрушил колонну храма, в котором собралось несколько тысяч человек. Погиб и он сам.