Найти тему
Medieval studies

Лекция 2: Рождение эпохи

Итак, 476 год н.э. Великий Рим совершил самый неожиданный поступок в своей жизни — он пал. И захватили его самые обычные германские племена, те самые, с которыми так долго Рим боролся — и проиграл.

Именно эти варварские племена создадут на обломках великой цивилизации первые варварские королевства, которые станут основой для будущих европейских государств.

Прежде, чем мы стартуем, давайте немного оглянемся назад и поймем — как такое вообще могло случиться?

Важной точкой отсчета является принятие Римом христианства. Как религия, оно повсеместно разрасталось по римским провинциям и в самом Риме еще с первой половины I века, но в основном среди низов общества. Не будем долго про это рассказывать, скажем лишь, что в 312 году н.э. императором Константином I, прозванным Великим, христианство было признано официальным культом империи. Вообще, сам Константин был на редкость гадостным типом — и жену убил, и сына, ну и вообще действовал в парадигме своего времени. Его можно понять, и эпоха такая была, да и жену с сыном он убил, заподозрив их в любовной связи (не пугайтесь, сын был от предыдущего брака).

Что еще нам надо о нем знать? А то, что в 330 году н.э. он перенёс столицу государства в основанный им город Новый Рим, Византий, в дальнейшем переименованный в Константинополь. Крутой чувак, в общем. Он мог себе это позволить, так как при нем в Риме установилась абсолютная, ничем и никем не ограниченная власть монарха.

Тем не менее, именно он начал новую главу Римской империи, заложив основы будущей христианской цивилизации. Но тут есть одно противоречие, а именно: Рим был рабским. Рабовладение являлось одним из столпов этого мира. Почему же Константин наш Великий принял такое странное на первый взгляд решение? Да потому, что этого требовало от него само общество — христианство проникло уже во все слои населения, словно короновирус, назревала гражданская смута. Это была вынужденная мера. Сам он, как говорят, принял христианство лишь на смертном одре.

Противоречие, тем не менее, никуда не исчезало. С одной стороны — христианская мораль, оповещающая общество о том, что все люди твари Божии, с другой — абсолютное владение человека человеком. Оно, как и бесконечные войны, ослабление экономики, политические кризисы из-за отсутствия четкого механизма передачи власти, подтачивало Римскую империю изнутри.

-2

А рядом, на соседней улице — германцы. Германские племена, населявшие обширные пространства к северу и востоку Европы.

Давайте их немного перечислим:

  • Саксы — это будущая Англия
  • Галлы — жители Галлии, территории будущей Франции
  • Франки — будущая Франция
  • Остготы — северная Италия
  • Лангобарды — будущая Ломбардия
  • Вестготы — будущая Испания
  • Вандалы — обитатели северной Африки

ну и другие, англы там всякие, бургунды и т. д.

Встреча римлян со своими соседями была достаточно давно. С ними воевал еще великий и могучий Гай Юлий Цезарь в I веке до н.э. Воевал-воевал — да и перестал. Дошел до Рейна, перешел на правый берег — и развернулся обратно. При этом он оставил нам прекрасное описание этих диких племен, галлов (диких и натуральным образом, и с точки зрения гордого римлянина, каковым был Цезарь). И наказал он современникам — не надо с ними воевать! Почему? Что случилось? Что его напугало?

В его эпоху германские племена представляли собой крепко сбитое почти коммунистическое общество. Шутка). У них был родоплеменной строй, который подразумевал коллективное сознание. У них были община, сходняки мужские, вели они здоровый образ жизни. Были физически сильными и выносливыми и очень, очень воинственными. Что характерно — винА не употребляли, считая его пагубным для здоровья. И что важно — у них не было неравенства. Ни социального, ни имущественного. В битву они устремлялись скопом, наваливались, так сказать, всем миром. И при этом не были отягощены образованием. Мир германских племен — это мир тотального невежества. И это (невежество) они принесут в мир раннего Средневековья.

Спустя 150 лет после Цезаря древнеримский историк Тацит уже отмечал кое-какие перемены в обществе варваров (так называли их римляне), в частности, появление знати. Но главное — личная свобода каждого члена германского племени — сохранялось. Именно эта устойчивость, крепость германских племен и насторожила Цезаря в свое время.

Почему я так издалека захожу? А потому, что принятие христианства Римом явилось крахом античного мира. Мир изменится до неузнаваемости. Мир античности — это мир пишущих, грамотных, образованных людей. Мир раннего средневековья — это эра безграмотности, невежества, дикости. Эту колоссальную разницу и отмечали впоследствии великие умы Ренессанса, это и стало причиной, почему время раннего Средневековья называли «темным».

Вернемся в 5 век. О, как долго ждали варвары своего часа — и дождались! Рядом все такое вкусное — поля, леса, богатства римской знати, дворцы помпезные. Но их частые набеги до сих пор не позволяли в полной мере овладеть всем этим сказочным богатством. Но тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

В IV веке, в 354 году н.э., то есть за 120 лет до падения Рима, в Европу пожаловали жуткие племена жутких гуннов. Их нашествие сдвинуло исторический пласт и заставило всю эту германскую рать двинуться на запад. Эта дата считается началом Великого переселения народов. Закончилось оно аж в VII веке, и в нем приняли участие не только германцы, но и славяне, и финно-угорцы, и тюрки и прочие товарищи. Почему гунны решились на такой движ? Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремилось в районы с более мягким климатом. И это нормально, людям надо есть, а еда в таких условиях заканчивается. У гуннов за плечами усыхание их Прикаспийской степи, нет пастбищ для коней, нет воды. И гунны идут на запад. Почему не на Восток? А там уже Китай, но это другая история. Гунны приходят в Европу, а различные племена идут от них подальше. И по вполне понятным причинам. Во главе их стоит весьма известный исторический персонаж — Атилла. Это были жесткие ребята. Животная жестокость — вот их девиз. Первыми на их пути стали аланы — будущие осетины. Потом на их пути оказались бургунды, готы и другие германские племена. Они хоть и тоже были не лыком шиты, но все же близость очаровательной Римской империи сделала их слегка рафинированными ребятами. Германцы все больше устремлялись в Римскую империю. Так приход одних племен вызвал уход других и их перемещение на чужую территорию — территорию Римской империи.

Раньше чаще говорили о вторжении германских племен в пределы Рима. Но сегодня говорят больше о слиянии этих двух разных миров. На протяжении нескольких веков римляне оказывали свое влияние на этих дикарей. Многие из варваров уже были в Римской империи — начнем с того, что ее границы простирались до Шотландии на севере и до побережья Черного моря на востоке. Римляне завоевали Галлию вместе с ее племенем галлов и романизировали их. Множество варваров служило в Римской армии. Более того, в начале V века н. э., когда до конца Рима оставалось совсем немного, главнокомандующими и в западной части империи, и в восточной были германцы — Рицимер и Стилихон. Германцы были покорены обаянием римской цивилизации. И назвать их массовое появление здесь вторжением было бы неуместным. Германцы вошли в Рим как нож в масло. Фактически это было не вторжение, а переселение. Где-то Рим их пропускал мирно, в какие-то провинции им пришлось проходить с секирой в руках, но в целом процесс шел.

Великое переселение — или даже великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней.

В 455 году Рим был захвачен вандалами, германским племенем, которое к этому времени основало независимое государство в римской Северной Африке. Они не только разграбили город, но и уничтожили множество памятников архитектуры и искусства, которые не могли вывезти из Италии в Африку, поэтому их название стало нарицательным. Вандалы — они и в Африке вандалы. Ну а в 476 году, 23 августа Рим был захвачен Одоакром, начальником одного из многочисленных отрядов наемников-варваров в римской армии, по происхождению то ли готом, то ли наполовину гунном. Все. Финита ля комедия. Перефразируя известную цитату: эпоха умерла — да здравствует эпоха!

В следующей части поговорим о приятном событии — рождение Франции.